Значение метафоры запаха в романе Зюскинд

Несомненно, основным наполнением полей значений данной метафоры, несмотря на ее очевидную многослойность, служат штукарские контексты. Прежде всего в метафоре запаха очевидно значение легкости и неуловимости искусства, которое мимоходом как-то деспотически и при этом малозаметно подчиняет себе и самого человека — безразлично, или творца, или зрителя. Именно эта магия тотального втягивания и поглощения окутывает ароматом ароматного успеха и роман, и его героев, которые то сами подчиняют, то покоряют через запахи.

И даже всесильный Жан-Батист, который доходит до абсолюта власти, оказывается на самом деле только невольником запаха — также абсолютно невозможного, поскольку запах этот должен стать его собственным. Кроме того, искусство в «Запахах» чуть ли не по-декадентски объединяется со смертью, превращаясь почти в ее синоним. «Аромат — это брат дыхания», — утверждает рассказчик. Однако нить искусства неизменно приводит того, кто блуждает в его лабиринте, к безжалостному Минотавру: она оказывается путем, который направляет не к жизни, а к смерти, которая настигает не только бездарей, которые оскверняют практику творчества (к их числу относятся все двойники Гренуя — дубильщик Грималь, парфюмер Бальдини, изобретатель какого-то всесильного флюида, в конце концов, ремесленник Дрюо), а и самого гения, который слил свою вторичную гениальность в крохотную бутылочку могущественного запаха. Граница, которая всегда является палачом творца, настигает его и здесь.

Искусство констатирует у Зюскинда не только и не столько свою неабсолютность, сколько непременное и безвыходное несовершенство, которое нуждается в абсолютных жертвах. Для контрабасиста-ремесленника это означает жертвование какими-то гранями частной жизни, а для гениального парфюмера (тоже ремесленника) Жана-Батиста Гренуя — сметание всех телесных препятствий на пути к улетучивающемуся совершенству храма творчества, который все же разваливается в момент его строительства.

И, как в романе «Запахи» мнимая неприступность гения Гренуя превращается в груду обгрызенных костей (впрочем, не иначе, как под нажимом всесильной и тотальной любви), так в контексте творчества Зюскинда сооружение искусства прячет себя под обломками: в следующих произведениях писателя можно найти лишь фрагментарный отголосок бывшего лейтмотива.В 1987 г. появилось первое доказательство такой переориентации — повесть «Голубка» («Die Taube»). В произведении «почти нет действия, но она влияет на человека, как ураган», — так прокомментировали обозреватели цюрихской газеты «Tages Anzeiger» загадочную коллизию, которая лежит в основе повести. Как-то утром банковский служащий Ионатан Ноель вдруг сталкивается возле дверей своего номера со свинцово-серой голубкой. Казалось бы, что здесь экстраординарного, а впрочем, это кроткое создание разбивает на щепки упроченное до автоматизма существование господина Ноеля и приводит даже к апокалипсису (хотя и локального значения).

Повесть украшена рамкой, выполненной в свинцовых тонах: в начале появление голубки служит причиной распада жизненной парадигмы, а такая же самая свинцовая громовица довершает дело разрушения всего сущего. Дело это, однако, заканчивается по постмодернистски: новым витком самоповторения (голубка исчезает, и после ее отлета «ничто уже не трепетало на красных кафельных плитках»).

Йонатан Ноель оказывается не чем другим, как сухим остатком, который состоит из оболочки человека, лишенного творчества. Автоматизм отлаженной ої регулярности становится вместе с тем и смыслом, и способом его существования — конечно, в таком контексте нарушение монотонности равняется смерти. Человека выбрасывает на околицу такой предельной нестабильности, что и дырка в штанине может заставить его в костре ненависти вынашивать планы немедленного и тотального уничтожения человечества (а именно такие планы лелеет Ионатан Ноель).

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Значение метафоры запаха в романе Зюскинд . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Повести о господине Зоммере

Следующее сочинение из данной рубрики: Патрик Зюскинд, автор «Запахов» («Парфюмер»)

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Значение метафоры запаха в романе Зюскинд.