Хозяйство народов Эфиопии (середина ХХ в.)

Среди рас современных людей, принадлежащих к одному виду Homosapiens, в первую очередь выделяют наиболее крупные подразделения, обычно называемые большими расами. Это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская), негроидная (африканская) и австралоидная (океанийская). Две последних обычно объединяют в одну австрало-негроидную (экваториальную) расу.

В зоне контактов больших рас существует ряд переходных и смешанных расовых типов. Переходными обычно называют такие расы, которые сформировались в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы образовывались не только в древности, но и в средневековье, а также в новое и новейшее время в процессе метисации. Так, переходной считают эфиопскую расу на востоке Африки, которая возникла на Африканском Роге в глубокой древности. По форме носа и строению лицевого скелета эфиопы почти не отличаются от южных европеоидов, но кожа у них почти такая же темная, как у негров. Среди негроидных черт — спиралевидные волосы, темные глаза. Европеоидные черты — узкое лицо, узкий длинный нос, средние губы.

 

Этногенез. Древняя история, мифология и культура

Происхождение. Этимология слова "Эфиоп". Возникновение языка. Истоки культуры. Начала религии. Правители Абиссинии. Международные отношения.

Эфиопская переходная раса имеет глубокие корни в древнейшей истории и мифологии. До нашего времени дошло старинное название Эфиопии — "Абиссиния". Независимое государство Абиссиния, населенная в то время цветными христианами, считается старейшим из доисторических образований на африканской почве. Начала этого государства, впрочем, весьма темны. Предание восходит ко временам царя Соломона, и первым основателем абиссинского царства называется мифический сын Хама, по имени Куш, который поселился в Аксуме, древнейшем царском городе к западу от Адуа вТигре; по имени его, также мифического, сына Эфиопа, будто бы вся страна названа Эфиопией.

Царицу Сабейскую легенда переносит в Абиссинию и ее сына, царя Менелика или Давида, выдает за отпрыск ее сближения с Соломоном, царем Иудейским. Во всех этих сказаниях содержится вспоминание о прежних тесных сношениях Абиссинии с противолежащим арабским материком. В первом дохристианском тысячелетии, не позднее 300 г. до Р.Х., сабейцы Йемена отправили избыток своего населения через Красное море в Абиссинию; только тогда, когда "эфиопский" язык, благодаря христианству, приобрел свою литературу, как указывает Гуго Винклер, сабейский язык был вытеснен из Абиссинии. Впоследствии дело повернулось иначе: в последние дохристианские века властители Абиссинии, в свою очередь, переступив за море, утвердились в Сабе, подчиненной в то время гимиаритам; только по временам иудеям, добившимся в конце концов господства над Сабой, удавалось освобождаться от абиссинской опеки. Но с 525 г. по Р.Х. Инмен в течение семи столетий находился под властью абиссинских вице-королей. Сходство наречия геез, считавщегося в Абиссинии и теперь священным, богослужебным языком, с гимиаритским наречием Южной Аравии весьма значительно. Из гееза, на котором писаны рукописи XIII столетия, дошедшие до нас, образовался нынешний диалект Тигре, и языки Амхары и Шоа считаются производными неизвестной уже ныне, боковой ветви гееза. Все это доказывает, что юг Красного моря всегда скорее связывал, чем разделял народы Аравии и восточной Африки.

Существование в прежнее время связи между Абиссинией и Египтом подлежит сомнению. По Геродоту, из войска царя Псамметиха 240 тыс. воинов удалились к царю эфиопов, который поселил их в своей стране. Весьма вероятно, однако, что в этом и в некоторых других случаях под древней Эфиопией следует понимать не абиссинское плоскогорье, а страну верхнего Нила; предполагаемые древние египетские памятники в Абиссинии оказались позднейшего, древнеегипетского происхождения. Гораздо вероятнее древние отношения к греческому и еврейскому культурному кругу; но нельзя утверждать, что в Абиссинии до введения христианства господствовало иудейское вероучение. Впрочем, и теперь еще в Абиссинии живет много евреев (фалаши), и в абиссинском христианстве есть некоторые еврейские черты.

Христианство было введено в Абиссинии в IV веке нашего летосчисления, двумя пленными молодыми христианами с запада, Фрументом и Эдесием. Абиссинская церковь вступила в сношения с Коптской церковью в Египте, от патриархов которой, имеющих свое местопребывание в Каире, патриарх Абиссинии, абуна, получает свое посвящение. В первые столетия христианской эры и греческое влияние действовало на Абиссинию из тогдашней главной гавани Адулис. В это и последующее время Абиссинское царство называлось, по имени главного города, Аксумским или Аксумитским; позднее и даже до нового времени часто встречаются названия Хабаш или Хабеш. По мнению Рейниша, возможно, что это имя и даже слово Абиссиния происходит от слова habasat, означающего общество или товарищество, следовательно, намекающего на прежние торговые предприятия южных арабов. Название Хабасат, по Глазеру, встречается и в Южной Аравии и значит здесь "собиратели смолы"; сходное значение имеет и "Атиоб" (эфиопы).

В средние века ислам начал свое вторжение в северо-восточную Африку, проникал туда все далее и далее и, наконец, в XVI веке наводнил всю Абиссинию. С тех пор христианская церковь страны отделилась от остального христианства, но, хотя и в неподвижном состоянии, удержалась до нынешнего времени. Однако, именно в периоде натиска ислама завязались сношения между абиссинскими христианами и римско-католической церковью. Тогда думали найти в Абиссинии царство первосвященника Иоанна, которое западные народы искали так долго. Желание войти в непосредственную связь с этим царством, считавшимся весьма могущественным, влияло на экспедиции, отправленные Генрихом Мореплавателем. В своих поездках в Индию португальцы, действительно, попадали в Абиссинию; иезуиты появились в стране, и в 1626 г. правитель со всем своим двором присоединился к римской церкви. Это обращение продолжалось, впрочем, недолго,— уже через шесть лет после этого католические священники были изгнаны, и с тех пор абиссинская церковь, стоящая всего ближе к греко-российской, не затрагивалась уже никакими внешними влияниями.

До половины XVIII века вся Абиссиния находилась под властью негуса негести, царя царей, который поручал управление отдельных провинций наместникам, расам. Однако, власть негуса стала постепенно ослабевать, и в 1831 году страна распалась на 3 государства — Тигре, Амхару и Шоа, к которым в позднейшее время присоединились Годжам и Каффа. Междоусобные войны все более и более разрушали сплоченность государства, и с юга набеги галласов причиняли постоянные затруднения.

Лишь в 1853 году один из низших чиновников в Амхаре, по имени Казаи, вновь соединил все царство и вступил на престол Абисинии под именем Феодора I. В начале управление его отличалось умеренностью, но когда многие письма и ходатайства его, обращенные к английскому правительству, оставались без ответа и внимания, он исполнился озлоблением против европейцев вообще, и насильно задержал в своей стране английского консулаи других европейцев. Когда переговоры с ними оказались бесплодными, Англия объявила ему войну, и в конце 1867 года начался один из самых достопримечательных горных походов новейшего времени. Мулы из Испании, Италии и Малой Азии, верблюды из Аравии и Египта и слоны из Индии сопровождали небольшое войско, численностью около 12 тысяч человек. Против ожидания, абиссинцы не оказали сперва почти никакого сопротивления; таким образом, английское войско, не сдерживаемое неприятелем, могло достигнуть внутренней части плоскогорья, где Феодор со своим войском думал удержаться в скалистом укреплении Магдале, считавшемся неприступным. Но когда в апреле 1867 года началась бомбардировка Магдалы, Феодор был покинут большей частью своих войск и покончил жизнь самоубийством.

Затем последовали изнурительные внутренние войны, пока Иоанн II из Тигре не вступил в 1872 году на престол. Ему удалось, несмотря на многие столкновения с египтянами и галласами и на непокорность Менелика, правителя Шоа и Каффы, удержаться на престоле долгое время, пока в 1888 году он не вступил одновременно в борьбу с итальянцами, которые тем временем появились на морском берегу, с махдистами и с Менеликом. Многочисленное войско махдистов выступило в поход против Абиссинии; абиссинцы были совершенно разбиты на равнине Дебра-Сина, и старинный городок Гондар был взят, разграблен и разрушен махдистами. 9 марта 1889 года вновь произошла битва при Галабате; победа склонялась уже на сторону абиссинцев, когда король Иоанн пал, пораженный пулей. Этим была вырвана победа у абиссинцев; тело короля было отправлено в Омдурман и выставлено там; власть халифа находилась, по-видимому, на высоте своего могущества.

Но в Абиссинии еще раз появился энергичный властелин, не сомненно превосходящий своих предшественников, Менелик II из Шоа, которого итальянцы сперва охотно поддерживали, вследствие чего он еще в 1889 году мог вступить на престол Абиссинии. Впоследствии, впрочем, правление оказалось неблагоприятным для итальянцев. Раздоры и внутренние войны в Абиссинии не прекратились и при Менелике, но давно уже страна не была обширнее и замечательнее, чем теперь. На западе притязания Абиссинии доходят до Белого Нила; на юге абиссинские войска спустились с плоскогорья, опустошая страны галласов; на востоке итальянская область опять сузилась, и о протекторате Италии над Абиссинией не может быть и речи. Как справедливо замечает Карл фон Брухгаузен, "еще немного лет тому назад смеялись над притязаниями абиссинского властителя, желавшего раздвинуть свои границы до Хортума и до озер Рудольфа и Виктории, а теперь уже никто не смеется над ними. Абиссиния,— чего еще несколько десятилетий тому назад никак нельзя было предположить,— сделалась фактором в европейской политике и находится в дружественных отношениях, в особенности с Францией и Россией, но также и с Англией, которая отказалась в ее пользу от части своей Сомалийской области, и, в конце концов, с Италией". Царь Менелик, родившийся в 1842 году, по рассказам знающих его лиц, был талантливым правителем, хорошо ознакомленным с политическими условиями и вне пределов своего государства. Он был высокого роста и темного цвета кожи. Возможно, поразительное возрождение Абиссинии в древности из глубокого оцепенения зависело как от самого народа, так и основана на качествах правителя и его войска.

В хозяйстве народов центральной и северо-западной Эфиопии значительное место занимают такие ремесла, как ткачество, обработка кожи, плетение, гончарство, обработка дерева и металла.

Одежду изготовляют из домоткани. Горизонтальный ткацкий станок амхара, тигре и галла довольно широк и позволяет довести ширину ткани до 1 м. Выделка тканей для широкого потребления почти прекратилась в городах еще до итальянской оккупации, так как местную ткань вытеснили английские, американские и японские ситцы, но она вновь возродилась во время второй мировой войны в связи с сокращением импорта.

Мужской костюм трудящегося населения состоит из штанов, длинной рубашки, накидки- шаммы и бурнуса. Мужская рубаха туникообразного покроя — камис шьется из одного куска ткани с вырезом для головы; вшитые длинные рукава сильно сужены у кисти. Ворот рубахи стоячий. Короткие и узкие штаны — сури сшиваются из двух полотнищ и четырехугольного клина, образующего широкий шаг, и немного ниже колен плотно обтягивают ногу. Рубаху носят поверх штанов. Широкий пояс (маканат) имеет в длину 6-10 м, в ширину 15-35 см; на обоих концах пояса вытканы разноцветными шелковыми нитками поперечные полоски. Этот пояс обертывается вокруг талии несколько раз.

Шамму носят поверх рубахи. Шаммы бывают различные: собственно шамма — с узкой цветной каемкой по двум длинным сторонам, шамма без каймы — год зекзек, тонкая шамма с широкой красной полосой, идущей вдоль шаммы посредине, — джано, или кута, и тонкая шамма с широкой разноцветной шелковой вышивкой посредине — макалькем, и т.д. Способы ношения шаммы очень разнообразны.

В холодную погоду поверх шаммы надевают бурнус из черной шерсти с капюшоном для головы. Бурнусы-накидки без рукавов надеваются через голову. В хорошую погоду обычно головного убора не носят и в очень редких случаях повязывают голову куском белой ткани – шаш, кисейной или хлопчатобумажной.

Обувь в большинстве случаев отсутствует. Только когда крестьяне направляются в пустынные местности, где раскаленный песок обжигает подошвы ног, они надевают сандалии. Сандалии сшиваются из семи-восьми слоев кожи, вырезаемой по ступне.

Мужская одежда имущих классов населения обычно состоит из рубахи, штанов и особого вида бурнуса — каббы. Рубаху и штаны шьют из дорогой тонкой материи, часто из шелковой. Ворот рубахи и рукава застегиваются на множество мелких круглых медных или серебряных пуговиц и обшиты черным шелковым бордюром. Кабба, это накидка из черного тонкого сукна, шелка или атласа, часто обшитая бахромой или золотой тесьмой. В качестве головного убора носят белую или цветную повязку либо соломенную шляпу. Кожаные орнаментированные сандалии уступают место европейской обуви со шнурками и гетрами.

Современный костюм — брюки, рубашку с галстуком и пиджак — носят преимущественно интеллигенты, чиновники и купцы. Большинство населения придерживается национального костюма.

Одежда крестьянки состоит из длинной плотной рубахи, шаммы и бурнуса. Шамма иногда украшается узкой вышитой каймой по бокам. Штаны крестьянки носят только при верховой езде. Крестьянки ходят босиком, с обнаженной головой, лишь изредка повязываются платком. Волосы заплетаются в многочисленные косички, начинающиеся у лба и спускающиеся на плечи.

Страницы: 1 2

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Хозяйство народов Эфиопии (середина ХХ в.) . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Современная Эфиопия

Следующее сочинение из данной рубрики: Антропологический тип эфиопской расы. Место проживания

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Хозяйство народов Эфиопии (середина ХХ в.).