Характеристика образа Бориса Годунова в одноименной трагедии Пушкина

Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:

Что, Ксения, что милая моя?
В невестах уж печальная вдовица!
Всё плачешь ты о мёртвом женихе...
Безвинная, зачем же ты страдаешь?
Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
Учись, мой сын, наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни...
Учись, мой сын, и легче и яснее-
Державный труд ты будешь постигать.

Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами. Несмотря на все эти качества, парод не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать парод. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками '.
Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.

Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.

Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» и не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как парод ---- основная, решающая сила истории.

Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж». Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа. Трагедия «Борис Годунов» бесконечно связана с русской историей. Пушкин обращается к самой мрачной ее странице: ко времени правления Бориса Годунова, правителя, стремящегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволил выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу. Борис имеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации благих намерений, ему нужна власть, а власть дается лишь ценой преступления: ступени трона всегда в крови. Пушкин отмечает желание народа видеть Бориса своим царем:

Ах, смилуйся, отце наш! властвуй нами!
Будь наш отец, наш царь!

Сцена на площади, моления народа – комедия, иллюзия, игра. Это всего лишь развлечение, и народ пришел только для того, чтобы поучаствовать в нем, не понимая всей важности происходящего. Борис взошел на трон, но сделал это незаконно, убив царевича Дмитрия. Он совершил поступок, характерный деяниям тирана, а тираны, по закону истории, печально заканчивают свои дни. Молодой монах, Гришка Отрепьев, осуждает Бориса и вершит над ним мирской суд:

И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.

Он пишет донос на Бориса и объявляет себя царевичем Дмитрием из-за жажды более деятельной жизни. Но Гришка – самозванец, и, согласно закону истории, он будет наказан, как и Борис.

А.С. Пушкин отмечает необходимость живого чувства, способного пролить свет на души героев. В конце жизни Борис ощущает потребность исповедоваться перед своим сыном, дать ему нравственные наставления, ибо Феодор ему дороже «душевного спасения». Борис Годунов готов сам ответить перед Богом за все свои деяния, но он не желает, чтобы его вина пала на сына. Борис не признается Феодору в том, что он убил царевича Дмитрия, но завещает сыну хранить душевную, «святую» чистоту. Борис объясняет сыну политику власти, которую нужно знать также, как и законы совести.

Потребность в чувстве испытывает и Григорий. Мария Мнишек для него дороже славы и блеска, русской державы, так как он к ней не имеет никакого отношения. Полюбив Марию, Григорий готов полюбить добродетель, но в ее лице трудно увидеть невинность и чистоту.

Эта потребность в чувстве сближает царя и самозванца. В «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке» Пушкин затрагивает проблемы сущности власти в России. Он изображает два мира: мир самозванца и мир царя. Судьба народа, которым легко манипулировать, находится в руках и того, и другого мира. Цари и самозванцы вправе вершить эту судьбу по своему разумению, руководствуясь законами своего государства и законами совести. Но за свои деяния они будут отвечать на высшем суде, их судьями будут История и Время.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Характеристика образа Бориса Годунова в одноименной трагедии Пушкина . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Описание характера Ленского в романе «Евгений Онегин»

Следующее сочинение из данной рубрики: Сюжет по трагедии Пушкина «Борис Годунов»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Характеристика образа Бориса Годунова в одноименной трагедии Пушкина.