Взаимосвязь элементов сочинения

Завершая описание структурно-функционального подхода к обучению литературному сочинению, мы видим необходимость высказать еще одно соображение относительно обобщенного параметра, с помощью которого можно определить уровень сформированности умения писать сочинения. Этим параметром является взаимосвязь элементов сочинения - отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между всеми структурно-смысловыми единицами создаваемого учащимся текста.

Вводя данный параметр, мы опираемся на разработанные в философии и логике понятия части и целого. "Часть" - внешне обособленный предмет, входящий в состав другого предмета ("целого") и выполняющий в нем определенную роль. "Целое" - предмет, состоящий из различных частей и обладающий в силу этого определенными свойствами, которых нет у отдельных частей и которые присущи лишь их координации. "Суммативных" целых (то есть таких, которые целиком сводятся к свойствам своих отдельных частей) вообще не бывает.

Иначе говоря, взаимосвязь элементов сочинения отражает внутреннее единство всех действий и операций в порождении текста сочинения. Именно взаимосвязь элементов сочинения является главным критерием умения писать сочинения по литературе, поскольку общий смысл сочинения несводим только к значениям его элементов, возможно, качественным самим по себе, но теряющим настоящий смысл вне связи с другими.

Взаимосвязь элементов сочинения устанавливается его автором и свидетельствует о способности учащегося сознательно изменять тактику сочинения в зависимости от его темы, задач, ведущей идеи, характера литературного материала.

Тактикой сочинения мы называем конкретное протекание описанной выше деятельности при написании сочинений на разные темы. Особенно ярко та или иная тактика порождения текста обнаруживается в ситуации экзаменационного сочинения, когда учащемуся важно за короткое время определить, исходя из конкретной темы, главную мысль сочинения и отобрать необходимый для ее раскрытия литературный материал. Естественно, что, кроме четко поставленных задач сочинения, успешность данных операций определяется тем, насколько свободно он ориентируется в процедуре анализа темы, выделении ее ключевых понятий и определении отношений между ними.

Именно умением обнаружить взаимную связь всех элементов сочинения объясняется тот факт, что при прочих равных условиях (одинаковых темах сочинения, их сложности и объеме, одном литературном материале) опытный учащийся создает текст эффективнее и быстрее. Его сочинение будет отличаться цельностью, ясностью, внутренним единством, ибо разные задачи, которые может ставить тема перед пишущим, он будет раскрывать на основе разных ведущих идей, в логически обоснованной ими структуре, на неслучайных литературно-художественных реалиях.

На наш взгляд, развитие взаимосвязанности элементов сочинения зависит от трех обстоятельств.

1. От того, насколько эффективно и полно сформирован у школьника целевой компонент каждого из действий. Иными словами, насколько сознательно используется тот или иной прием в зависимости от задач сочинения.

2. Насколько безупречно сформирован у учащегося предметный компонент действий сочинения. Говоря иначе, насколько полно и глубоко учащийся ориентируется в идейно-художественном содержании произведения, в отношениях между структурными составляющими художественного целого.

2. Взаимосвязь элементов сочинения обусловлена и полнотой ориентировки уже внутри собственной оценочной, эстетической и интеллектуально-речевой деятельности. Именно поэтому такой учащийся будет сознательно писать по-разному, допустим, сочинение, в котором доминирует рассуждение, или сочинение, построенное на описании или повествовании.

Выводы и новые задачи

Обобщим сказанное.

Главным условием успешного обучения сочинению является задание полной ориентировки в его приемах и операциях. Это в свою очередь предполагает ориентировку в деятельности истолкования текста.

Научившись осознавать и четко ставить разные цели сочинения и включать в зависимости от этого приемы и операции, учащийся тем самым начнет писать целенаправленно, то есть по-разному, в зависимости от конкретных условий.

Однако здесь возникает вопрос: достаточно ли для развития умений сочинения задать ориентировку в целевом, предметном и операциональном компонентах и постепенно отрабатывать приемы в определенной последовательности, как мы показали, от анализа темы к формулированию тезиса и структурированию текста? Возможно, необходимо приложить специальные усилия для развития взаимной обусловленности элементов сочинения, посвятив этому специальные упражнения на отработку логических связей между частями сочинения, между каждой частью и ключевой идеей, вытекающей из анализа темы?

Нам представляется целесообразным усилить процесс становления внутреннего единства сочинения. Это возможно благодаря специальным упражнениям на развитие взаимосвязи элементов сочинения в ходе всего обучения. Возникает следующая типичная структура занятий: какие бы новые темы сочинений ни отрабатывались на уроке, всякий раз учащимся следует предлагать тренировочные упражнения на логику переходов от вступления к основной части, от одной части к другой, от главной части к обобщению.

Важное место среди данных тренировочных упражнений должно отводиться заданиям на формулирование задачи и микровывода в каждой части сочинения. Приемы этих видов интеллектуально-речевой деятельности могут постепенно отрабатываться и совершенствоваться, но установка на то, что писать разные сочинения в зависимости от разных целей речевого высказывания надо уметь по-разному, должна быть задана с первого же занятия.

Итак, мы показали, что структурно-функциональная организация сочинения определяется системой специфических знаний и умений, активизирующих процессы смыслового восприятия художественного текста. С точки зрения рассмотренного подхода, сочинение по литературному произведению выступает как процесс интеграции его смыслов в жизненный и культурный контекст ученика, как феномен осмысленного чтения.

Перефразируя высказывание Б. М. Эйхенбаума о поэзии, можно сказать, что сочинение, как и поэзия, требует внутренней биографии. Это внутреннее содержание - "внутренняя биография" - обогащается в процессе построения конкретного и личностно окрашенного текста, который создается посредством системы действий, описанных выше.

Универсальность данного подхода обусловлена широтой спектра операций, которые могут быть перенесены на порождение любого речевого высказывания в ситуациях истолкования художественного текста. Структурно-функциональный подход к обучению литературному сочинению позволяет превратить изучение литературы в жизненно важную деятельность, ибо "жизнь - это почти непрерывная цепь собственных открытий" (Г. Гауптман).

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Взаимосвязь элементов сочинения . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Урок-практикум по теме «местоимение»

Следующее сочинение из данной рубрики: Тема сочинения: Человек и история

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Взаимосвязь элементов сочинения.