Всего и надо, что вчитаться

К проблеме адаптации технологии "новое образование" для классно-урочной формы обучения

Всего и надо, что вчитаться

- боже мой,

Всего и дела, что помедлить

над строкою -

Не пролистиуть нетерпеливою

рукою,

А задержаться, прочитать

и перечесть...

Но вот этого - "помедлить над строкою" - как раз чаще всего не удается школьникам то ли в силу загруженности программы, особенно в 10 - 11 классах, то ли в силу формального отношения к литературе, как к физике или математике. Хотя, пожалуй, в физике им чаще случается "задержаться, прочитать и перечесть". Особенность же словесности как раз в том и состоит, что и ученик, и учитель могут и не "вчитываться" - для сдачи экзамена вполне достаточно учебника, даже не самой книги, а именно учебника. Да, для экзамена достаточно. А для души?

"Экскурсия в музей литературных героев" поможет учителю хотя бы чуть-чуть приблизить ученика к произведению, герою, писателю. Часто пользоваться такой формой организации уроков нельзя - она требует большой кропотливой работы, подготовки и, так сказать, "материальной" и в какой-то степени артистической. Наверное, можно назвать это ролевой игрой, но не хочется - слишком важен результат подобного "урока". Схема, в общем-то, проста: класс делится на группы по 4-6 человек, выбирая то или иное из предложенных учителем произведений (иногда позволяется предложить свое, если оно вписывается в общую тему); дается определенное время на чтение этих произведений; наконец, на уроке дети получают задание подготовить музейную экспозицию или по книге, или героя (героев) книги. И вот тогда начинается желанное для каждого настоящего учителя: "помедлить над строкою", - начинается ажиотаж вокруг произведения, выискивается целый каскад деталей-экспонатов, поиск цветовой гаммы "музея", звукового оформления экскурсии. Причем все это действует и в 5, и в 11 классах, такая "игра" увлекает, дух соревновательности подстегивает.

Всегда делаю так, чтобы по одному произведению готовилась не одна группа; во время подготовки, консультируя ребят, "по секрету" делюсь: а у "них" то же самое, подумайте, поищите, может, что-то более оригинальное найдете, более интересное, чем у соперников. На первом уроке, конечно, "экспонаты" рассматриваются ими поверхностно, те, что на виду. И это тоже хорошо - для понимания авторского замысла важно все: и первый, и второй планы.

На следующем уроке ученики получают окончательное задание:

1) подготовить экспонаты для демонстрации (эстетическое оформление; как в любом музее, этикетки для каждого предмета - в духе времени, произведения);

2) расположить предметы так, чтобы в ходе экскурсии восстанавливался сюжет рассказа (ведь не все в классе читали его);

3) продумать "легенду" каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя, его роли, авторского замысла, идеи произведения);

4) предусмотреть "изюминку" - сюрприз своей экскурсии (музыкальное сопровождение, инсценировки-иллюстрации, спецэффекты);

5) распределить роли в группе, оформить свои визитки и в соответствии с ними выступить на экскурсии (директор музея, экскурсовод, хранитель, реставратор, художник, автор, герой, посетитель музея и т.д. - порой ребята придумывают настолько неожиданные роли, что экскурсия превращается почти в спектакль);

6) отхронометрировать время (10 - 15 минут).

Экскурсия длится 1 - 2 урока - в зависимости от количества групп, произведений. После выступления группы возможны и даже поощряются вопросы.

Особенно любят ребята "ехидно" спросить, почему тот или иной экспонат, явно присутствующий в рассказе, остался музеем незамеченным, ведь "это так элементарно" потому-то и потому-то. И, конечно, приятно слушать, когда кто-то из группы с достоинством парирует этот выпад, тем более радостно, если вопрос был предусмотрен, но еще лучше, если - нет (в этом как раз и заключается роль учителя - незаметно подготовить группы так, чтобы они были на высоте, как спрашивающие, так и отвечающие; ни в коем случае нельзя пускать все на самотек, но и не заорганизовывать).

Если подготовка занимала длительное время, жалко труд ребят, можно предоставить им возможность пригласить в свой музей ребят из других классов или других параллелей. Как правило, в ходе таких экскурсий "музейные работники" совершенствуют свои экспонаты, что-то добавляют, что-то убирают, заводят книгу отзывов.

Идея подобной формы урока возникла не случайно, родилась она из Мастерской по методу французской группы "Новое образование" (ЖФЭН). Методика этой группы зиждется на традициях и французской, и мировой педагогик, включая идеи свободной школы Л. Толстого, творческие поиски Выготского, достижения российских ученых и практиков, Макаренко, Эльконина и др. В основе поведенческой структуры урока - демократизм, творчество, вера в себя, ведущий принцип: "Способны все!".

Внешне Мастерская (ателье, демарш) напоминает проблемный урок, но строится по четко продуманной системе заданий, постепенно в ходе совместной работы дети как бы конструируют собственное, рожденное ими знание.

Работа начинается со слова или образа, фразы, предмета, мелодии, текста, рисунка... Это так называемый индуктор. Далее каждый ученик выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают ее индивидуально, затем обсуждают ее в малой группе, т.е. обучение ведется в постоянном диалоговом режиме.

Сравнение собственной находки с остальными неизбежно выявляет слабость или неполноту принятой в одиночку гипотезы. Эта ситуация осознания несоответствия своего знания называется разрывом. И завершается Мастерская рефлексией, выступлением мастера, подводящего итоги.

Итак, алгоритм процесса работы Мастерской таков:

1) индуктор - начало, мотивирующее творческую деятельность всех;

2) работа с материалом (текст, схемы, краски, модели...);

3) соотнесение своей деятельности с деятельностью других (как бы самооценка и самокоррекция);

4) разрыв, рождающий информационный запрос (обращение к справочникам, учебникам и т.п.).

Мастерская позволяет расширить возможности урочной организации обучения, хотя основатели ее категорически против использования мастерской в рамках обычной школы. Но я, будучи покоренной формой организации обучения, не была удовлетворена результатами, получаемыми в ходе работы Мастерской;

слишком мизерными они мне казались в сравнении с затратами сил и времени учителя. Уже третий год мучаюсь над проблемой адаптации технологии "Новое образование" (Мастерская) для классно-урочной формы обучения. Это очень сложно, ведь обычная Мастерская длится 4 - 5 часов непрерывно. Реально в обычной школе это практически невыполнимо. Но вот принципы работы применить оказалось все-таки возможно. Совмещение в одном виде работы и индивидуальной, и групповой, и коллективной форм обучения способствует тому, чтобы развивались и могли реализовать себя все ученики.

Желание провести Мастерскую полноценно, продуктивно подтолкнуло к мысли, что подготовительную работу можно провести на нескольких уроках, часть дать на дом, а основную работу совместить на двух уроках. Мастерская возможна и на уроке литературы, и на уроке русского языка. Такая методика была проверена и дала хорошие результаты при проведении Мастерских "Словарная работа как средство развития речи" - 7 класс, "Типы текста. Я расскажу вам о себе...", "Соленый урок" - 8 класс, "Стили речи. Колобок" - 9 класс.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Всего и надо, что вчитаться . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: “Легенда о Великом инквизиторе”, “Поэтика стихов Фета. Импрессионизм” – 10 класс

Следующее сочинение из данной рубрики: Письмо Софье Павловне Фамусовой

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Всего и надо, что вчитаться.