Время и Н. А. Некрасов, поэт и гражданин – Часть 2

Чтение ученицей стихотворения «Вчерашний день в часу шестом» (1848).



Учитель.

В эти годы произошла встреча с А. Я. Панаевой, осветившей его жизнь необыкновенным светом и теплом. Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Тему женской доли продолжает еще одно известное стихотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из самых любимых революционной молодёжью романсов.

Звучит запись песни «Тройка», (можно добавить из текста продолжение стихотворения).



Около этого времени Некрасов познакомился и близко сошёлся с великим русским критиком, революционным демократом Белинским, который полюбил юного поэта за его непримиримую ненависть к народным врагам. Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на всё злое и мерзкое, что совершалось вокруг. Некрасов понял, что ограбление трудящихся есть многовечная система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что всё благополучие «сильных и сытых» основано на эксплуатации миллионов людей, закабалённых и крепостниками-помещиками, и нарождающейся в стране буржуазией. Памятуя о тягостных впечатлениях детства, он под влиянием Белинского окончательно решил отдать всю свою жизнь, весь свой горячий талант на борьбу с этим бесчеловечным порядком вещей.

«Ясно припоминаю, - рассказывал впоследствии Некрасов, - как мы с ним вдвоём часов до двух ночи беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустевшим улицам в каком-то возбуждённом настроении, столько для меня нового в высказанных мыслях. Моя встреча с Белинским была для меня спасением».

Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Творчество Некрасова вполне отвечало этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью; стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обыденных, заурядных явлениях жизни, и тогда в нем глубоко проявился его свежий, многосторонний и правдивый талант.

Некрасов всегда с умилением говорил о пламенном патриотизме Белинского. В своей поэме «Несчастные» он, как предполагают исследователи, воспроизвёл те вдохновенные речи о родине, которые слыхал от Белинского:

Он не жалел, что мы не немцы,

Он говорил: «Во многом нас

Опередили иноземцы.

Но мы догоним в добрый час!

Лишь Бог помог бы русской груди,

Вздохнуть пошире, повольней -

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней».

Некрасов вполне разделял эту веру Белинского в чудотворные силы народа, в огромность его будущих исторических судеб. Не раз повторял он в стихах, что русский народ-богатырь, что он грудью пробьётся к желанному счастью и что служение народу есть патриотический долг каждого:

Иди в огонь за честь отчизны.

За убежденья, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрёшь недаром - дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Белинский первый пробудил это революционное сознание в Некрасове. Поэт до конца жизни остался благодарен учителю и всегда вспоминал те уроки, которые получил от него:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе.

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...

Вместе с Белинским Некрасов становится организатором литературного дела. Издаёт две книги - «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». С 1847 года в руки Некрасова переходит журнал «Современник», основанный Пушкиным, потускневший после его смерти и заново возрождённый. В нём печатаются И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Г. И. Успенский.

Некрасов решается на издание сборника своих стихов, который выходит в свет в 1856 году. Сборник открывает стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), призывавшее поэта к высокому общественному служению.

Чтение учащимся отрывка из стихотворения «Поэт и гражданин».



Учитель.

Сборник состоит из четырёх разделов: стихи о жизни народа; сатира на его угнетателей; поэма «Саша»; стихи о дружбе и любви.

Внутри каждого раздела стихи располагаются в строгой последовательности. Одно из первых - «В дороге»...

Чтение стихотворения учащимся.



Учитель.

Что вы рисовали в своём воображении, когда слушали эту типичную для того времени историю?

Речь мужика простовата, груба. Но это индивидуальный портрет героя. Прочитав стихотворение, Белинский в глубоком волнении воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный?» Современник Некрасова Тютчев, помните, писал:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

... Некрасов же пытался понять Россию народную умом, почувствовать сердцем, а потому и вера в будущее народа никогда не была слепой. Он смотрел на мир народными глазами. Во втором разделе Некрасов выступает как своеобразный сатирический поэт, очень точно изображая мелкие и подленькие души. Такие, как в стихотворении 1847 года «Нравственный человек».

(Чтение стихотворения учителем.)



В третьем разделе - поэма «Саша». Духовная сила человека, по утверждению Некрасова, питается кровными связями его с Родиной.

(Чтение отрывка учащимися.)



Оригинальным поэтом выступил Некрасов в четвёртом разделе поэтического сборника 1856 года. По-новому он стал писать о любви. Поэтизируя взлёт любви, он не обошёл и ту «прозу», которая часто встречается в жизни.

(Чтение стихотворения «Гадающей невесте».)

1859 год. Некрасов пишет «Песню Ерёмушке», ставшую гимном нескольких поколений русской революционной молодёжи.

Отрывок из «Песни...» читает ученица.



Учитель дополняет.

«Песня...» очень скоро стала одним из любимейших и популярнейших стихотворений молодёжи. «Песня Ерёмушке» оглашала то и дело рекреационные залы новой женской школы; это стихотворение заключало в такой доступной форме правила новой житейской мудрости. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - начинала, бывало, одна, самая бойкая из нас, и тотчас находились другие, которые продолжали: «Человеческим стремлениям в ней проснуться не мешай...» «Необузданную, дикую к лютой подлости вражду», - декламировали несколько дружно обнявшихся между собой девочек. «И доверенность великую к бескорыстному труду», - как-то особенно кротко и нежно продолжали другие. И вскоре собиралась целая толпа девочек, «соединённая» «Песней Ерёмушке», которая была в полном смысле слова нашею ходячею песнею!" - вспоминает Е. Литвинова.

В 1862 году поэт создаёт «Рыцарь на час», где передаёт своё понимание назначения поэта. Вспоминая мать, он просит у неё силы выйти на «правый» путь, на дорогу тернистую. (Чтение отрывка из стихотворения ученицей.) В 1861 году Некрасов создаёт поэму-путешествие «Коробейники»: бродят по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, мужики-коробейники, деревенские торговцы. Перед их взором проходят пёстрые картины русской жизни дореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской действительности. Главное достоинство «Коробейников» - неподдельная народность. Не случайно первая глава поэмы стала народной песней.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Время и Н. А. Некрасов, поэт и гражданин – Часть 2 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: ПУШКИН И КЮХЕЛЬБЕКЕР. Ю. Тынянов – часть 5

Следующее сочинение из данной рубрики: Сюжеты сказок в Европе

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Время и Н. А. Некрасов, поэт и гражданин – Часть 2.