Вопрос о происхождении волшебной сказки

Вопрос о происхождении волшебной сказки в целом поставлен в монографии В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».

Отличие этих работ от английских состоит в том, что сходство сказок объясняется не единством человеческой психики, а ее закономерной связью с формами материального производства, ведущими к одинаковым или сходным формам социальной жизни и идеологии.

Одна из трудностей стадиального изучения состоит в том, что мы не имеем четкой и общепризнанной периодизации стадий развития человеческого общества. Фундамент для такой периодизации заложен Л. Морганом. Ф. Энгельс посвятил этому вопросу пятую главу («Доисторические ступени культуры») своего труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и поднял его на принципиальную высоту.

С тех пор материал накопился в огромном количестве, и он требует более дифференцированных и точных определений, чем можно было дать 70—80 лет назад. Мы часто вынуждены довольствоваться слишком общими категориями «родовой строй», «рабовладельческое аграрное государство» и т. д.

Кроме стадии, которая в общих чертах может быть определена как стадия первобытности, в русской науке подвергалась изучению стадия, типичным выражением которой является классическая античность. Культурное и общечеловеческое значение античности столь велико, что интерес к ней не мог не отразиться и на изучении сказки как в европейской, так и в русской до - и послереволюционной науке (сводка сделанного в этом отношении европейской наукой — у Вольте — Поливки — Bolte, Polivka, IV, 95—127). В русской науке вопрос о значении сказки для изучения античности получил особое развитие после революции, но и раньше он затрагивался в работах, например, киевского ученого В. П. Клингера и петербургского профессора Ф. Ф. Зелинского. Работа Клингера «Сказочные мотивы в "Истории" Геродота» не уступает лучшим европейским трудам на ту же тему. В двух других его работах античные материалы связываются с современным состоянием фольклора («Животные в античном и современном суеверии», «Две античные сказки об орле и их позднейшие отражения»). Античность здесь рассматривается как источник, рассадник позднейших явлений культуры. На такой же точке зрения стоит Зелинский в своей работе «Античная Ленора» . Мысль о значении античности для позднейших культур и для современности — одна из основных идей Зелинского. Эта идея, однако, представляет собой нечто иное, нежели принцип стадиальности в изучении фольклора, хотя они и не исключают друг друга. Народные фольклорные основы античной комедии рассмотрены Зелинским в работе о сказочной комедии в Афинах ("MarchenkomBdie in Athen"). Одна из крупнейших его заслуг, еще недостаточно оцененная фольклористами, состоит в открытии особого внутреннего закона фольклорных эпических произведений, названного им «законом хронологической несовместимости». Закон этот, вкратце, состоит в том, что в народной эпической поэзии невозможны параллельные одновременные события на двух театрах действия298. Закон этот прослежен Зелинским на «Илиаде», где, в сущности, он уже нарушен. На сказке он может быть прослежен в его чистом, первоначальном виде. При изучении поэтики сказки этот закон не может быть обойден: он представляет собой одну из основных закономерностей сказочной композиции.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Вопрос о происхождении волшебной сказки . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: «Указатель типов и мотивов финских мифологических сказаний»

Следующее сочинение из данной рубрики: Сказка и смежные жанры

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Вопрос о происхождении волшебной сказки.