ВАРИАНТЫ УРОКОВ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – часть 3

«Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые... буфет великолепный и разливанное море шампанского... Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках... и в белых атласных башмачках...»

«Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

Можно провести и другое наблюдение над текстом, чтобы школьники проследили, как меняется настроение рассказчика в связи с этими событиями, стоящими так близко по времени и имеющими такую огромную разницу в их влиянии на окружающих людей:

— Сопоставьте настроения рассказчика. В связи с чем и как проявляются эти мироощущения, действуют на рассказчика и распространяются на окружавших его людей?

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять все и вскочил».

Прослеживая во время такой работы заново отдельные части прочитанных произведений Толстого под тем или иным углом зрения, школьники обратят внимание и на детальное, ясное и яркое описание портретов героя, использованные автором литературные приемы (сравнения, эпитеты, портретные характеристики, приемы контрастного описания отдельных сцен, переживания героя), на отдельные слова и выражения, обыгрывание деталей («Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков»; эпизоды, во время которых полковник надевает для танца замшевую перчатку и когда этой же рукой в замшевой перчатке он бьет «промазавшего» солдата).

Работая над любым уроком, связанным с прочтением и изучением произведений Л. Н. Толстого, следует иметь в виду, что сам его текст дает так много материала для раздумий, что его важно не забыть рассмотреть и осмыслить: «В противоположность Пушкину, Чехову Лев Толстой поразительно, необычайно подробен в обрисовке портретов героев, их характеров, в пейзажах, в течении событий... — пишет Д. Н. Журавлев, рассказывая о том, какие подходы к текстам возможны при подготовке их к чтению. — Во время работы над текстом Толстого нужно прежде всего не пропустить ничего, что уже необычайно полно описано автором и предложено вашей фантазии. Нужно сделать толстовские видения своими. При этом, конечно, тоже помогут и книги, и живопись, и собственные воспоминания, и жизненный опыт. Но, повторяю, главное тут не в дорисовке образов, а в видении их с толстовской детальностью, полнотой»2.

Разумеется, что советы Д. Н. Журавлева обращены к чтецам, однако в них есть очень важные положения, относящиеся к особенностям самого текста Толстого, которые нельзя не принимать во внимание, проводя уроки по изучению и чтению произведений Толстого.

После нескольких заданий и упражнений, обращающих внимание на слово, фразу, особенности в описании портрета, настроения героя, можно перейти к беседе, в которой должны принять участие школьники, заодно повторив сведения о писателе, сообщенные им во время предыдущих встреч с произведениями Толстого и при самостоятельном домашнем чтении.

— О какой войне рассказывает Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?

— Когда происходили события этой войны? Откуда узнал о них автор? Против чего протестует писатель в этом рассказе?

— О каких чертах русского характера повествует Толстой?

— Каких героев народных сказок напоминает вам Жилин и чем?

— Есть ли сходство рассказа Толстого «Кавказский пленник» с русскими народными сказками? О каких сторонах жизни тогдашней России сообщает нам Толстой в рассказе «После бала»?

Такая беседа с учащимися, прочитанные произведения и статьи, рассказы учителя, уроки внеклассного чтения, домашнее чтение должны помочь школьникам подготовить и продемонстрировать небольшой устный рассказ о писателе.

Рассказ об авторе сопровождается конкурсным чтением и пересказами отдельных частей рассказов Толстого, прочитанных в школе. Для конкурсного пересказа можно включить краткие пересказы «Кавказского пленника» и рассказа «После бала» с предварительно и самостоятельно составленными планами этих выступлений.

Необходимо выслушать характеристики героев рассказов, особенно поразивших воображение учащихся (Варенька, ее отец, рассказчик, Жилин и Костылин). Причем в предлагаемые для конкурса характеристики героев следует включать и описание их портретов (близко к тексту Толстого), и описание их настроений, отношения к окружающим людям, свои собственные рассуждения по поводу названного героя.

Интересны и продуктивны для художественных пересказов отдельные наиболее яркие эпизоды из того и другого рассказов, например: «Бал» и «После бала» из рассказа «После бала», «Первый побег Жилина и Костылина», «Второй побег Жилина» из рассказа «Кавказский пленник», с последующим обсуждением подготовленных пересказов.

Продолжением этой работы по развитию устной речи и мышления, совершенствованию навыка выразительной, эмоциональной, связной речи явятся рассмотрение иллюстраций Б. М. Кустодиева, В. Ф. Гильберта, Ф. Кардовского и ответы на вопросы учителя: какие моменты рассказа «После бала» отражены в иллюстрациях художников? Чем объяснить, что выбраны именно эти эпизоды? Как эти эпизоды соотносятся с главной мыслью рассказа? Кустодиевым и Кардовским избран один и тот же эпизод. Кто из них ближе (по вашему мнению) подошел к авторскому тексту?

Закончить урок уместно прослушиванием нового текста Л. Н. Толстого «Отрочество» (фрагмент из него — «Гроза») в исполнении В. Балашова с последующим обсуждением услышанного.

Подводя итог сказанному о том, какие пути возможны при совершенствовании мышления и речи учащихся в связи с изучением произведений Толстого, хочется напомнить слова самого Толстого: «Выразить словом то, что понимаешь, так, чтобы другой понял тебя, как ты сам, — дело самое трудное; и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно».

Такой трудной кажется школьникам и работа над совершенствованием собственной речи, поэтому помогать им следует в этой работе максимально и систематически. В этом случае каждый урок литературы, внеклассного чтения, урок развития устной и письменной речи и все уроки в совокупности могут и должны сыграть решающую роль в осмыслении, усвоении и освоении огромного богатства, заложенного в произведениях Л. Н. Толстого.

----------------------------------------

Урок, построенный на материале произведений Твардовского, должен быть нацелен на конкурсное выразительное чтение, на обобщение знаний об отдельных главах поэмы Твардовского «Василий Теркин».

Иллюстрации Верейского дают возможность подробно и обстоятельно рассмотреть и обсудить их, затем перейти к другому изобразительному материалу — картине Ю. Непринцова «Отдых после боя», удивительно близкой по изображенным на ней героям к поэме Твардовского.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
ВАРИАНТЫ УРОКОВ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – часть 3.