Вариант тематического планирования уроков литературы в 8 классе

Номер урока Тип урока Тема урока
I четверть
1. Ч/о Введение. Литература и история.
2. Ч/о Устное народное творчество. Отражение жизни народа в

народных песнях, частушках, преданиях. Особенности

художественной формы произведений устного народного

творчества.
3. Ч/о Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности их содержания и художественной формы.
4—5. Ч/и Развитие понятия о древнерусской литературе.

Житийная литература как особый жанр. «Житие князя

Александра Невского» (фрагменты).
6. В/ч «Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII

века.
7. Ч/о Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая

основа повести «Наталья, боярская дочь».
8. Ч/о События повести и характеры героев. Новаторство

повести «Наталья, боярская дочь».
9. Ч/о И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки,

просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа.
10. Р/р Обучение сочинению. Человек и история в фольклоре, в

древнерусской литературе и в литературе XVIII века

(на примере 1—2 произведений).
11. Ч/о К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы»

К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра.
12. Ч/и К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с

русской историей. Дума Рылеева и народное предание

«О покорении Сибири Ермаком».
13. Ч/о А. С. Пушкин и история. Историческая тема в

творчестве Пушкина (на основе ранее изученного).
14—15. Ч/и Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка

его личности. Гринев и Швабрин.
16. Ч/и Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.
17. Ч/и Пугачев и народное восстание в повести и в

историческом труде Пушкина.
18. Р/р Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из

«Капитанской дочки» А. С. Пушкина.
II четверть
19. Ч/о М. Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в

творчестве Лермонтова (с обобщением ранее

изученного).
20—21. Ч/и Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический

герой. Его сила и слабость.
22. Р/р Обучение написанию сочинения «Роль описаний природы

в поэме «Мцыри» или «Анализ эпизода в поэме».

Развитие представлений о жанре поэмы.
23. Ч/о Н. В. Гоголь и его отношение к историзму в

художественном творчестве и в научном исследовании.

Исторические произведения в творчестве Гоголя.
24. Ч/и «Ревизор» как социальная комедия, способная

«высмеять все дурное в России». История создания

комедии и ее первой постановки.
25. Ч/и Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы

сатирического изображения чиновников. Понятие о

комедии.
26. Ч/и Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».

Хлестаковщина как нравственное явление.
27. Ч/и Особенности композиционной структуры комедии:

специфика завязки, развития действия, кульминации,

истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в

драматическом произведении» (на примере элементов

сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).
28. В/ч И. С. Тургенев и его отношение к русскому читателю,

культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок

охотника» (с обобщением ранее изученного).
29—31. Ч/и Повесть И. С. Тургенева «Ася». Изображение

нравственной красоты и душевных качеств

«тургеневской девушки». Образы героев в повести

«Ася». Н. Г. Чернышевский о повести и оценка статьи

И. С. Тургеневым.
32. Р/р Урок-зачет. Литература и история в произведениях

М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова,

И. С. Тургенева.
III четверть
33—34. Ч/и М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к

современной ему действительности. «История одного

города» как сатира на современные писателю порядки.
35. Ч/о Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные

проблемы рассказа «Старый гений».
36—37. Ч/и Л. Н. Толстой. Слово о писателе.

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После

бала». Психологизм рассказа.
38. В/ч Нравственные проблемы в произведениях Л. Н.

Толстого.
39. Р/р В чем смысл критического отношения к российской

действительности в произведениях

М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова,

Л. Н. Толстого.
40. Ч/и А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А. П. Чехова

«О любви» как история об упущенном счастье.
41—42. Ч/о И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в

рассказе «Кавказ».
43—44. Ч/о А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные

проблемы рассказа «Куст сирени».
45—46. Ч/и М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш».

Герои и их судьбы. Авторское представление о

счастье.
47. Р/р Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».

Подготовка к домашнему сочинению на материале

рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького

или по личным впечатлениям (письменно).
48—49. Ч/о А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его

творчестве. «На поле Куликовом» (цикл

стихотворений).
50. Ч/о С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на

историческую тему. Образ предводителя восстания.
51. Р/р Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре,

произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.
52. Ч/о М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание

реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
53. Ч/о И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал

писателем» — воспоминание о пути к творчеству.
IV четверть
54—55. Ч/о Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение

исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник».

М. Зощенко. «История болезни».
56. Ч/и А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий

Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Автор и

«необыкновенные читатели».
57. Ч/и Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский

характер образа Василия Теркина. Оценка поэмы в

литературной критике. Сочинение в классе.
58. Ч/и Язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство

А. Т. Твардовского в поэме.
59. Ч/о А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная

проблематика рассказа «Возвращение».
60. Ч/о Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
61—62. Ч/и В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа

«Фотография, на которой меня нет». Отражение

довоенного времени в рассказе.
63. Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Великая

Отечественная война в произведениях писателей

XX века».
64. Ч/о Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
65. В/ч У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии

«Ромео и Джульетта».
66. В/ч Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера»

как сатира на государственное устройство общества.
67. В/ч В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как

исторический роман.
68. Ч/о Литература и история в произведениях, изученных в

8 классе. Итоги года и задание на лето.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Вариант тематического планирования уроков литературы в 8 классе.