Вариант примерного тематического планирования уроков литературы в 5-м классе (68 часов) – часть 1

(68 часов)





урока

План урока

Тема урока



Основное содержание

I

четверть

1.

Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты.

Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития

учащихся в начальной школе

2.

Миф «Сотворение

Земли». Восприятие мира нашими предками как сложного единства,

их представления об окружающем мире.



Языческие представления о Земле и ее создании. Понятие о мифе

(начальные представления)

3.

Р/р

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский

фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной

песни

4, 5, 6.

Сказка как вид

народной прозы. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.



Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки

7,8.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная

сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев

сказки. Образ главного героя сказки. Его моральные качества.

Герои сказки в оценке автора-народа

9.

В/ч

Русские народные

сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки»:



— Мой любимый герой народной сказки.



— Почему я люблю читать сказки?

— Добро и зло в народных сказках

10, 11.

Древнерусская

литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный

памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Черты русских летописей

12.

Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов.

«Случились вместе два Астрóнома в пиру»

как юмористическое нравоучение

13.

В/ч

Жанровые

особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен,

русские баснописцы XVIII в.)

14, 15.

И. А. Крылов.

Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях

(«Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»).



Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на

псарне». Развитие понятия о басне

16.

В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как

литературная сказка

17

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе

18.

Р/р

А. С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни.

«Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных

сказок. Обучение выразительному чтению

19.

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил

20.

Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и

народной сказок. Сказка Пушкина и сказка Жуковского

II

четверть

21.

В/ч

Сказки Пушкина. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма,

строфа

22.

Р/р

Подготовка к

сочинению по сказкам Пушкина. Письменная классная или домашняя

работа на одну из тем:



— Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).



— В чем превосходство царевны над царицей?



— Что помогло Елисею в поисках невесты?

23.

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический

пафос стихотворения

24.

Р/р

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения

«Бородино». Обучение выразительному чтению

25.

Н. В. Гоголь.

Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,

«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

26.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место»

27.

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о

судьбе народа

28.

Р/р

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть

женщины в русских селеньях...». Понятие об эпитете.

Обучение выразительному чтению

29.

И. С. Тургенев.

Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и

барыня

30.

Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна

31.

Превосходство

Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против

крепостничества в рассказе

32.

Р/р

Тургенев — мастер

портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Урок-практикум

33.

Р/р

Классное сочинение

по рассказу «Муму» на одну из тем:



— Что воспевает Тургенев в образе Герасима?



— Друзья и враги Герасима.



— В чем вина и беда барыни?

III

четверть

34.

Л. Н. Толстой.

Рассказ о писателе.

«Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Жилин и горцы

35.

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике

героев

36.

Р/р

Обучение сочинению

по рассказу «Кавказский пленник»:



— Друзья и враги пленного Жилина.

— Жилин и Костылин: разные судьбы

37.

А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический

рассказ. Обучение составлению киносценария

38.

В/ч

Рассказы Антоши

Чехонте

39, 40

Р/р

Русские поэты о Родине и родной природе (А. Пушкин,

И. Никитин, И. Суриков и др.). Анализ лирического произведения

41.

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в

рассказе

42.

В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе».

Вася и его отец

43.

Жизнь семьи

Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Вариант примерного тематического планирования уроков литературы в 5-м классе (68 часов) – часть 1.