Уроки по изучению «Кладовой солнца»

Стремясь познакомить нас с Пришвиным, вызвать в душе у себя положительный эмоциональный отклик на его произведения, мы предваряем работу над сказкой уроком внеклассного чтения, на котором разбираются рассказы писателя. За неделю до такого урока Читатель приносит в класс сборники рассказов Пришвина, отмечает в них те, которые к уроку внеклассного чтения Читатели подготовят самостоятельно. Например, «Золотой луг», «Этажи леса», «Гаечки», «Лесной доктор», «Ястреб и жаворонок», «Лоси», «Остров спасения».

Разбившись на группы, все знакомятся с рассказами, обсуждают и готовят выступления. Если не определить характер работы, каждая группа будет строить выступление в соответствии со своей логикой, а слушающие не смогут оценивать ответы товарищей, так как не будут иметь критериев оценки. Вот почему преподавателю необходимо проконсультировать нас, наметить общее направление анализа. Оно может быть следующим. Читатели должны близко к тексту передать содержание рассказа, а может быть, и прочитать какой-нибудь отрывок; выделить те художественные детали в изображении природы, мира животных, которые помогли им взглянуть на известные до этого явления по-новому; отметить то, что больше всего понравилось каждому из группы.

Читатель начинает урок с собственного выступления, которое. является для нас образцом. Читается ила пересказывается одно из произведений Пришвина, например рассказ «Гости». После чтения Читатель спросит: понравился ли рассказ? Что в нем заинтересовало, привлекло?

Объясняя свое отношение к прочитанному, все обычно ограничиваются такими высказываниями: «Понравилось, что там много разных птиц: трясогузка, журавль, кукушка, коршун»; «Из рассказа узнаешь о незнакомых птицах»; «Было интересно слушать про гуся, как он мылся, а потом «загоготал», как «будто засмеялся».

Начало беседы состоялось, и Читатель, опираясь на.ответы учеников, отмечает то, что прошло мимо их внимания.

Как и в большинстве рассказов Пришвина, в «Гостях» нет увлекательного сюжета. Это скорее наблюдения писателя за окружающим, но именно в них проявляется его необыкновенная зоркость, особый дар видения и слышания, умение так нарисовать картину окружающего мира, что хочется не только читать об этом, но и увидеть описанное.

Одним-двумя словами характеризует писатель особенности и повадки каждого из «гостей», отмечая любопытство трясогузки, которая прибежала «просто так, чтобы только нас посмотреть»; важность журавля, разгуливающего в желтом болоте, среди кочек; хищность скопы, которая «высматривала себе добычу сверху, останавливаясь в воздухе для этого, и пряла крыльями».

Затем сами Читатели характеризуют прочитанные ими рассказы, обнаруживают те «открытия», которые делает Пришвин в природе, говорят о его умении видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное. Подобную работу Читатели выполняли в IV классе, когда разбирали «Мещерскую сторону» Паустовского, и такое задание их не затруднит. Все отмечают художественные картины, поразившие их тонкой наблюдательностью, поэтичностью изображения: это и одуванчики, раскрывающиеся при солнечном свете и сжимающие свои лепестки-пальцы вечером («Золотой луг»); это птицы и звери, живущие в лесу по определенным этажам («Этажи леса»); это и семь дырочек, продолбленных дятлом на осине, чтобы навлечь из нее червяка («Лесной доктор»); это и зверьки, сидящие во время наводнения на ветках так густо, что «обыкновенная какая-нибудь веточка ивы становилась похожа на гроздь черного крупного винограда»  («Остров спасения»).

Пришвин не только прекрасно знает природу, подмечает малейшие изменения, происходящие вокруг, но бережно и тепло относится к увиденному, стараясь передать то ощущение счастья, радости жизни, которое может и должен испытывать человек, являясь хозяином неиссякаемых природных богатств, этого «мира тончайшей и светлой поэзии». Пришвин так любит родную землю и так умеет рассказать о ней, что читатель, обогащаясь красотой, раскрытой писателем, сам начинает замечать то, мимо чего проходил равнодушно.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя  М. М. Пришвина»,— писал Паустовский. Важно, чтобы Читатели поняли, что природа у Пришвина не только предмет любования. «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю», — говорил Пришвин. Писатель вел за собой читателя в мир природы, чтобы приблизить ее к человеку, сделать более понятной, вызвать тяготение к прекрасному в жизни. Особенность пейзажа именно в том и состоит, что писатель не только изображает новое, подмеченное им в природе, но через явления природы, через изображение отношения человека к природе стремится передать переживания и размышления человека, раскрыть взаимоотношения между людьми, пробудить в человеке желание быть лучше.

Человек — совершенство природы, ее высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает, — такова основная мысль писателя, воспитывающего своими произведениями любовь к человеку и окружающей его природе.

Чрезвычайный интерес для нас представляют рассказы об охотничьих собаках, написанные им с большой теплотой и  юмором. Чтением рассказа «Ужасная встреча» можно закончите урок. Рассказ вызывает большое оживление и радость нас. Им близки герои произведения (кот и собака), знакомы их повадки. В жизни все неоднократно наблюдали «встречи», подобные той, которая описана писателем. Читая об этом в рассказе, ©щи с удовольствием отмечают знакомые детали, проникаются доверием к писателю, у них пробуждается желание познакомиться и с другими его произведениями.

Читатель предлагает школьникам дома прочитать рассказы: «Предательская колбаса», «Лимон», «Таинственный ящик», «Изобретатель», «Копыто», «Филин».

На изучение сказки-были «Кладовая солнца» программа отводит четыре урока. На первом уроке все знакомятся со статьей о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещенной в учебнике-хрестоматии. Она дополнит и обобщит уже известное им о писателе. Затем Читатель сам читает произведение вслух. Опыт показывает, что предварительное самостоятельное чтение сказки сложно для нас. Особую трудность испытывают они при восприятии системы образов природы в произведении, а многого без учителя просто не понимают. Первоначальное же знакомство с произведением в классе (Читатель сможет прочитать не менее пяти глав создает определенный эмоциональный настрой для последующей работы. Выразительность чтения учителя помогает школьникам понять теплоту и мягкий юмор автора, почувствовать смену настроений, переживаний героев, подчеркнутую выразительными картинами природы, оценить пейзажи Пришвина, поражающие тонким проникновением в мир природы, изображением ее величия, силы и красоты.

В классе, где непрерывное чтение вызывает определенные трудности, можно останавливаться после каждой главы и в виде пунктов плана обозначать основную сюжетную линию. Это позволит детям постоянно иметь перед глазами план всего произведения. Дома Читатели закончат чтение и озаглавят не прочитанные в классе части.

В результате совместной и самостоятельной работы нас будет составлен примерно следующий глав произведения, которым они воспользуются во время разбора:

1. Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. 2, За клюквой. 3. Восход солнца в лесу; у Лежачего камея. 4. История Травки. 5. Блудово болото. 6. Путь Митраши1. 7. Путь Насти. 8. Закат солнца в лесу. 9. Спасение Митраши. 10. Счастливый конец.

На втором уроке Читатели осмыслят прючитзвше, поймут, почему произведение называется сказкой-былью, разберутся в характерах у себя, выяснят отношение к ним рассказчика.




загрузка...