Учитель мировой литературы и профессиональные требования к нему

Те, у кого мы учимся,

Правильно называются нашими учителями,

Но не каждый, кто учит нас,

Заслуживает это имя.

Такое определение учителя дал великий Й. В. Гете. У учителя – великая миссия на земле. Он учит, вдохновляет, зажигает, наполняет смыслом жизни подрастающее поколение. Как стать таким учителем? Существуют ли степени восхождения к профессиональной вершине? Обозначим некоторые из них:

Обращение к истории возникновения учительской профессии: биография - деятельность - идеалы.

Определение и исследование традиций и новаторства в учебно-педагогической деятельности учителя-словесника.

Усвоение требований к личности учителя (моральная чистота, духовное богатство, стремление к физическому совершенству) и профессиональной подготовки (в совершенстве знать учебную дисциплину, эффективно осуществлять обучение, воспитание и творческое развитие учеников, любить свой предмет и тех, кому преподаешь).

Определение понятий «творческий учитель» и «учитель-новатор».

Истоки профессии учителя достигают седой давности. Существование на земле детей предопределяет появление учителя. История сохранила для нас имена славных педагогов разных времен и народов, а во многих случаях - страницы их биографии, опыт педагогической деятельности. Вспомним известных всему миру учителей:

Чеха Яна Амоса Коменского - творца дидактической системы, которая положила начало развитию наглядно-информационного обучения («Большая дидактика», «Материнская школа», «Окружающий мир в рисунках»);

Швейцарца Йоганна Генриха Песталоцци - основателя теории начального обучения («Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня»);

Немца Адольфа Дистервега, какой первым предложил развивать в учебно-воспитательном процессе внутреннюю, внешнюю и общественную культуру («Руководство к образованию немецких учителей»);

Украинку Кристину Алчевскую - учредительницу методики обучения грамоте взрослых (соавтор библиографического исследования «Что читать народу?»);

Украинца Константина Ушинского - основателя научной педагогики в России. Основой его педагогической системы были требования демократизации народного образования и идеи народного воспитания, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека и работы как фактора жизни и воспитания. В дидактике он отстаивал идею воспитательного обучения, разработал принципы отбора содержания учебного материала и методов обучения. Его педагогические идеи изложены в фундаментальной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» ;

— поляка Януша Корчака (настоящее имя — Генрик

Гольдшмит) — врача, педагога, писателя. Его идея — педагог должен любить детей — и сегодня внедряется в

школьную практику через его произведения: «Как любить детей», «Право детей на уважение», «Когда я снова стал маленьким» и др.

Эту идею Януш Корчак утверждал всю жизнь. Он был известным врачом, однако в двадцать девять лет сделал окончательный выбор — отказался от семьи, личной жизни и посвятил себя детям. Во всем он служил примером для детей, их идеалом. Таким и остался навсегда с того трагического августовского дня 1942 г., когда отказался оставить детей, пойдя вместе с ними на смерть в лагере Треблинка близ Варшавы.

Его большой подвиг навеки запечатлелся в памяти человеческой. Этот подвиг был повторен другими гордыми и мужественными людьми. Среди них - учитель Мороз Алесь Иванович, о котором рассказал белорусский писатель В. Быков в повести «Обелиск».

Прославленные учительским подвигом педагоги, которые открывали ученикам новые страны, материки и миры, вдохновили художников на создание наилучших образцов искусства. Среди портретной живописи, музыки, скульптуры, кино мировая литература занимает первое место в воспроизведении образа учителя.

К нему обращались прозаики: А. Алексин «Безумная Евдокия», Ч. Айтматов «Первый учитель», В. Быков «Обелиск», Б. Васильев «Неопалимая купена», О. Гончар «Берег любви», Ю. Збанацкий «Малиновый звон», В. Каверин «Два капитана», и др. Писатель С. Соловейчик в книге «Вечная радость» писал об учителе: «Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его работы никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же взять ему силы для ежедневного вдохновения? Только в самом себе, только в осознании величия своей работы. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителя. Повседневность поглощает его - план, журнал, оценки, родители, медицинские комиссии, директор, инспектор, мелкие болтовни в учительской... А ему необходимо все оставить возле порога класса и войти в детей с возвышенно настроенной душой...».

Образ учителя воспевали поэты В. Бычко («Учитель»), Л. Вишеславский («Реквием учителю»), И. Драч («Дума об учителе»), П. Тычина («Моя учительница»), С. Щипачев («Десятиклассницы»). В. Сосюра в стихе «Учитель» писал:

Учитель мой! Как мы тебя любили, Как слушали тебя в плену юных мечтаний! В памяти моей держит лет сила Твои тихие карие глаза и кашель твой сухой. Твой добрый взгляд в моем воображении польется... Или снега полет, или цвет теплого мая, ты учил любить подвиги человека, красоту труда и бессмертный родной край. И пусть из тех дней потеряли счет мы годам всегда, всегда, как солнечный салют, для нас сияет подвигом высоким твой благородный, бескорыстный труд.

Ярко воспроизведен образ учителя и в драматических произведениях А. Алексина «Десятиклассники», А. Довженко «Повесть пламенных лет», Н. Долининой «Дети как дети», Г. Келбакиани «Молодая учительница», Г. Полонского «Доживем до понедельника», И. Шемякина «Экзамен на осень» и др.; в юмористических произведениях М. Зощенко «Работа не бей лежачего», Ф. Искандера «Воспоминания о школьном уроке», Б. Слуцкого «Училка» и др.

Писали и сами учителя о своей жизни, опыте. Беспокоясь о следующих поколениях, они стремились оставить им наилучшие достижения настоящего. Это книги А. Топорова «Я - учитель», В. Зотова «Советы молодому учителю», Г. Щетинина «Постичь необъятное», Е. Ильина «Рождение урока», «Герой нашего урока» и др.

Ответ на вопрос: Каким видится молодой человек XXI столетия? Как свой урок сделать их уроком, учительское «нужно» ученическим «хочу»? Как повлиять на ученика усилиями его же самого?

Интересные страницы педагогического опыта, раздумья, сомнения, наблюдения...

«Двойка» - сплошная психология! Думать необходимо не о том, кому и за что, а зачем ставить ее. Любой в этом смысле неуспешный учитель в сто раз хуже неуспешного ученика...».

«На уроке ученик преимущественно сидит, а он должен идти. Итак, нужен путь. Интересный - всем и каждому...».

«Плохих, инертных учеников, если работать с ними изобретательно, с выдумкой, нет и быть не может...»

«Творческая манера - результат умения находить свой путь и свое мастерство на фундаменте своей личности».

«Воспитательную миссию словесника считал и считаю важнейшей».

— Безапелляционные утверждения.

«Основа основ работы учителя - добросовестная подготовка к уроку, четко расписанный конспект урока, его план. Без этого невозможно рождение урока...».

« ...Словесник - не только проводник знаний, а и творец искусства. Притом тончайшего: душевного, морального. Как в театре, ему нужен эмоциональный отклик тех, с кем он общается, - учеников. Необходимо их внимание. А внимание - когда чего-то очень ждут. Чего? Того же умения войти в «образ», которое вечерами демонстрируют по телевидению известные актеры. Было наблюдал: когда словеснику не хватает мудрости, эстетизма и артистизма, а по-простому - таланта, он впадает в «научность» и чем-то напоминает гоголевского прокурора, с очень «серьезным лицом», на котором прочитывается: «Пойдем, брат, в другую комнату, там я тебе что-то скажу...» А сказать нужно в этой комнате, которая издавна носит название классом. Не оттолкнуть кичливой «серьезностью» тех, чья душа открыта живому, искреннему. Нет книги, которая была бы интереснее словесника, который состоялся как личность, профессионально».

Использованная литература

1. Соловейчик С. Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы. - М., 1986. - С. 7.

2. Зотов В. Н. Советы молодому учителю. - Свердловск, 1972. - С. 3.

3. Щетинин М. Обьять необьятное: Записки педагога. - М., 1986. - С. 161.

4. ИльинЕ. Н. Рождение урока. - М., 1986. - С. 169.

5. Ильин Е. Н. Герой нашего урока. - М., 1991. - С. 284-285.

6. Толстой Л. Н. Избр. соч. - М., 1938. - Т. 1. - С. 225.

Рекомендованная литература

1. Бугайко Т. Ф., Бугайко Ф. Ф. Мастерство учителя-словесника. - К.: Совет. шк., 1963. - 188 с.

2. Ильин Е. Я. Герой нашего урока. - М.: Педагогика, 1991. - 288 с.

3. Пасечник Е. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. - К.: Ленвит, 2000. - С. 44-50.

4. Синица И. О. Педагогический такт и мастерство учителя. - К.: Советов. шк., 1972. - 167 с.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Учитель мировой литературы и профессиональные требования к нему.