Творчество Томаса Харди (1840-1923)

Творчество Харди отражает тот исторический этап в развитии английского общества, когда рассеялись оптимистические викторианские иллюзии о мирном процветании этого общества, когда выяснилось, что с концом промышленной монополии Англии в страну вторгаются все те бедствия, все те противоречия капиталистического общества, которые до сих пор считались свойственными только континенту. Приходит конец островной ограниченности английской литературы середины века — литература эта становится в гораздо большей степени общеевропейской.

Крушение веры средневикторианского англичанина в спокойное благополучное развитие страны проявилось в литературе по-разному. Часть писателей резко повернула влево. Так, прерафаэлит Уильям Моррис в 80-х годах основывает Социалистическую Лигу, сближается с Энгельсом. С другой стороны, многие писатели предаются отчаянию, безысходности (таково, например, настроение Френсиса Томсона в его поэме «Город страшной ночи»).

Харди — самый интересный писатель этого периода. Он сохраняет многие традиции старого викторианского романа, но в его созданиях есть что-то от пластичности и убедительности образов Толстого. Подобно Мопассану, даже поддаваясь влиянию декаданса и, в частности, философии Шопенгауэра, он сохраняет широкий, реалистический взгляд на жизнь. Больше того, в отличие от Мопассана Харди умеет находить героев, наделенных подлинной силой и цельностью характера.

Современное общество ему отвратительно, на мир он смотрит мрачно и безнадежно: человек всегда во власти обстоятельств, всегда бессилен перед судьбой. Все это сближает Харди с европейской литературой того времени, начиная от Мопассана и кончая Метерлинком. Но при этом Харди теснейшим образом связан с жизнью английского крестьянства. Реальные противоречия эпохи, которые в литературе декаданса принимали вид рафинированно психологических «модных» проблем, он воспринимает так, как они обнаруживаются в жизни провинциального мелкого земледельца. Благодаря этому вместо абстрактной внеисторической трактовки проблем «конца века», характерной для многих европейских писателей, у Харди всегда ощущается крепкая реалистическая основа его творчества. Среди английских крестьян он находит цельные крупные характеры, находит людей, способных смело и разумно действовать. Поэтому столкновение его героев с обстоятельствами, судьбой дает материал для большой трагедии, а не создает впечатления беспросветной серости жизни, какая царит во многих произведениях того времени.

Томас Харди родился в небольшом провинциальном местечке близ города Дорчестера в графстве Дорсет. Род Харди вел начало от знаменитых норманнских завоевателей Ле-Харди, но постепенно обеднел и слился с крестьянской средой. Отец Томаса владел небольшой фермой, которая не могла прокормить семью, и прирабатывал подрядами на постройку домов. Сам Томас становится архитектором, но при этом с юности проявляет жадный интерес к литературе, в частности греческой, — он даже изучает язык, чтобы читать ее в подлиннике.

Интерес к греческому языку и греческой трагедии не прошел для Харди бесследно. В течение всей своей творческой деятельности Харди обдумывает и пытается на практике определить, каковы возможности и границы эпического и трагического в современном искусстве; изображение героя и развитие событий в его романах всегда сопровождаются воспоминаниями и намеками из области античной литературы.

Ранние романы Харди, из которых первый — «Бедняк и леди» — не был даже напечатан, а второй, «сенсационный» роман «Отчаянные средства», вышел в 1871 году, не представляют особого интереса. Значительнее следующая книга Харди — его первый сельский роман «Под деревом зеленым» (1872) с характерным подзаголовком: «Сельская картина голландской школы». Тут Харди с большим мастерством и наблюдательностью обрисовал быт провинциальной крестьянской Англии. Но преподнесен этот сельский быт в совершенно эпических и даже идиллических тонах, как сохранившийся островок «золотых дней старой веселой Англии». Здесь царит патриархальная поэзия старинных крестьянских обычаев, сочный народный юмор, но сюжет и характеры незначительны, нет драматического конфликта (небольшое облачко, омрачившее любовь молодого деревенского парня к девушке с фермы, — появление богатого соперника — быстро рассеивается, и все кончается веселой свадьбой).

В этом романе проявилась только одна черта зрелого Харди: здесь выходит на сцену постоянно присутствующий затем в его романах-трагедиях народный хор, но не появились еще сами трагические актеры.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Творчество Томаса Харди (1840-1923).