Тема сочинения: Правда бог свободного человека

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился «рабом вещей», падала ценность личности.

В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои - вымышленные.

В пьесе «На дне» Горький показывает уже совершенно другой тип людей - людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса «На дне» - это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую - то свою философию, свою идею.

Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы «На дне». Первое, что бросается в глаза, - это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений («Дура ты, На - стька...»). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене («Заныла»). Считается, что главное слово в пьесе - правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны - правда их будничной повседневной жизни, правда «дна», и с другой - правда, которую они хотели бы видеть. Это правда «вымышленная». И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.

Квашня. Чтобы я, - говорю, - свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому - нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала - нет! Да будь он хоть принц американский, - не подумаю замуж за него идти. Клещ. Врешь! Квашня. Чего - о?

Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой...

Квашня. Козел ты рыжий! Туда же - врешь! Да как ты сме -' ешь говорить мне такое дерзкое слово? '

Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься... только того и ждешь... Квашня. Конечно! Если бы... как же! Ты вон заездил жену -то до полусмерти...

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело... Квашня. А - а! Не терпишь правды!

Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.

Клещ. «Какая - правда! Где - правда? Вот - правда! Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она - правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне - правду? Жить - дьявол - жить нельзя... вот она правда!.. Говорите тут - правда! Ты, старик утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!»

Конфликт правд - это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема сочинения правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.

Лука. «Уйдем, милая! ничего... не сердись! Я - знаю... Я - верю! Твоя правда, а не ихняя... Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она! Была!» Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме - ieть реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.

Есть такое высказывание Горького: «Правда - бог свободного человека». Но если говорить о героях пьесы «На дне», то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая - то правда. Эти люди не свободны, хотя они

И босяки. А для Горького герой - босяк, цыган и др. - герой свободный. Но персонажи пьесы «На дне» не хотят свободы. Им нс нужна эта правда «свободного человека».

Многие считали, что пьеса «На дне» - это «буревестник революции». В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить. Герои «На дне» не могут этого сделать. Например, Актер. Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит - не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Тема сочинения: Правда бог свободного человека . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Основные виды письменных работ в V классе

Следующее сочинение из данной рубрики: Тема сочинения: Стихотворение «Дума»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Тема сочинения: Правда бог свободного человека.