Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе – Часть 1

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В процессе обновления содержания учебников по литературе можно выделить два этапа. Первый – с начала 90-х годов до 1998 года, с которого начинается новый этап обновления содержания учебников в связи с утверждением обязательного минимума содержания образовательных программ в 1998 году.

На этом этапе в связи с профильной и уровневой дифференциацией общеобразовательных учреждений созданы вариативные учебники для общеобразовательной школы и школ с углублённым изучением предмета.

Для школ естественно-математического профиля нет специальных учебников, и, возможно, их не следует создавать. Количество часов на литературу в этих школах такое же, как и в общеобразовательных, кроме того, если ставить задачу гуманизации и гуманитаризации образования и всей жизни общества, то литература, как один из основных гуманитарных предметов, не должна быть в школах естественно-математического профиля ниже уровня общеобразовательной школы.

Для учебников, созданных на этом этапе и действующих в настоящее время, характерно включение нового пласта художественных произведений: поэзии “серебряного века”, так называемой возвращённой литературы, литературы русского зарубежья, расширены фольклор, древнерусская и в 5, 6, 7-м классах – зарубежная литература.

В современные программы и учебники включены дополнительно следующие имена русских классиков XIX–XX веков, которых не было в традиционных учебниках: В. Жуковского, П. Вяземского, И. Козлова, А. Кольцова, А. Дельвига, К. Батюшкова, Н. Лескова, Я. Полонского, Е. Баратынского, И. Никитина, А. Майкова, А. К. Толстого, Л. Андреева, Н. Карамзина, Г. Успенского, Н. Помяловского, К. Бальмонта, И. Анненского, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Булгакова, А. Платонова и некоторых других.

Это означает, что в школу пришли значимые произведения русской литературы с их гуманистическим пафосом. Включение этих произведений осуществлено частично за счёт сокращения темы революции и снятия ленинской темы. В современные учебники не вошли такие произведения, представленные в традиционных учебниках, как: «Жизнь Ленина» М. Прилежаевой; «Ленин и печник» А. Твардовского; «Дума о Ленине» М. Исаковского; В. И. Ленин о трёх этапах освободительного движения в России (статьи «Памяти Герцена», «Из прошлого рабочей печати в России»); «В. И. Ленин», «Мать» М. Горького; «Чапаев» А. Фурманова; «Разгром» А. Фадеева; «Как закалялась сталь» Н. Островского; статьи В. И. Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции», «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение», «Партийная организация и партийная литература», «О пролетарской культуре».

Определённая замена художественных произведений в курсе литературы связана прежде всего с изменением целей литературного образования.

В стабильных учебниках, издаваемых до 1989 года («Родная литература» М. Д. Пушкарёвой, 5-й кл., изд. 16-е; «Родная литература» Т. С. Зепаловой, Н. Л. Мещеряковой, 6-й кл., изд. 15-е; «Родная литература» М. А. Снежневской, 7-й кл., изд. 16-е; «Русская литература» Г. И. Беленького, 8-й кл., изд. 18-е и другие), на первый план выдвигалось “усвоение школьниками существа ленинской политики партии в области литературы и искусства, приобщение учащихся к искусству слова... и формирование на этой основе марксистско-ленинского мировоззрения учащихся, идейно-политических принципов, духовных потребностей, нравственных убеждений, художественного вкуса” (Программа «Литература», 5–11-й кл., 1988).

Действующие учебники ориентируют на освоение гуманистических национальных и общечеловеческих ценностей, воплощённых в произведениях словесного искусства, на отказ от тенденциозных подходов к рассмотрению художественных произведений, связанных с политической конъюнктурой. Их основные воспитательные цели: приобщение учащихся к чтению русской и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе высоких нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и общения (Программы 1990–1997 годов).

В настоящее время в практике школы используются следующие виды (жанры) учебной книги по литературе:

– учебник-хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики и включены художественные тексты как основа литературы (действует в основной школе);

– учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы (действует в старших классах);

– хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой (она используется в старших классах в сочетании с учебником);

– пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема (используется для всех классов);

– учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений (используется начиная с 9-го класса и далее);

– сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе – всё это находит применение в современной школе.

В школах действуют три вариативные системы учебников по литературе.

Учебники к программе Т. Ф. Курдюмовой:

Т. Ф. Курдюмова. «Литература», 5-й кл. Ч. 1, 2. «Просвещение», 1990–1997.

В. П. Полухина. «Литература», 6-й кл. «Просвещение», 1991–1997.

В. Я. Коровина. «Литература», 7-й кл. «Просвещение», 1990–1998.

Г. И. Беленький. «Литература», 8-й кл. «Просвещение», 1992–1998.

Т. Ф. Курдюмова и др. «Литература», 9-й кл. «Просвещение», 1996–1998.

М. Г. Качурин. «Русская литература XIX века». 10-й кл. Ч. 1, 2. «Просвещение», 1998.

Ф. Ф. Кузнецов. «Русская литература XX века. Очерки. Воспоминания. Эссе». 11-й кл. «Просвещение», 1992–1996.

Эти учебники в 5–8-м классах строятся на проблемно-тематической основе. В каждом классе материал представлен от древней литературы до современной, так что у учащихся складывается представление об историко-литературном процессе. В 9-м классе даётся краткий историко-литературный курс, завершающий литературное образование в основной средней школе. В 10-м классе изучается более полный, систематический курс русской литературы XIX века на историко-литературной основе, а в 11-м классе – систематический курс русской литературы XX века, построенный таким же образом.

Учебники к программе Г. И. Беленького:

М. А. Снежневская, О. М. Хренова. «Литература. Начальный курс». 5-й кл. Ч. 1, 2. «Мнемозина», 1997.

О. М. Хренова, М. А. Снежневская. «Литература». 6-й кл. Ч. 1, 2. «Мнемозина», 1998.

Г. И. Беленький и др. «Литература». 7-й кл. – находится в печати.

Г. И. Беленький «Литература». 8-й кл. «Просвещение», 1992–1998.

Г. И. Беленький и др. «Русская классика. Избранные страницы». Учебник-практикум. 9-й кл. «Мнемозина», 1997–1998.

Г. Н. Ионин и др. «Русская литература XIX века». 10-й кл. Ч. 1, 2. «Мнемозина», 1997.

Ю. И. Лыссый и др. «Русская литература XIX века». Практикум. 10-й кл. «Мнемозина», 1998.

Ю. И. Лыссый и др. «Русская литература XX века». Практикум. 11-й кл. «Мнемозина», 1998.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе – Часть 1 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Трагедия Григория Мелехова в романе “Тихий Дон” – Часть 12

Следующее сочинение из данной рубрики: Взаимодействие жанров в произведениях И. С. Тургенева – Часть 22

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе – Часть 1.