Связь классных и внеклассных занятий по литературе

Связь классных и внеклассных занятий является, как известно, одним из необходимых условий успешного приобщения школьников к литературе. Руководя внеклассным чтением своих нас, словесник имеет возможность глубже изучить их склонности, стремления, интересы, обдумать, как воспитать у них любовь к книге, привычку к систематическому чтению, развить художественный вкус. Постоянное внимание к тому, что читают подростки, как они воспринимают прочитанное, активизирует знания, полученные на уроках литературы. А это чрезвычайно важно, если мы хотим воспитать ученика, обладающего высокой культурой чтения.

Начиная внеклассную работу с книгой, Читатель, естественно, будет озабочен тем, каким должен быть примерный круг чтения школьников того или иного возраста. Какие книги их особенно интересуют? Если речь идет о семиклассниках, то прежде всего следует обратиться к учебной хрестоматии «Родная литература»,

В последнем издании хрестоматии рекомендательные списки книг помещены после каждого ее раздела. Адресованы они ученикам. Списки невелики по объему, но сам факт включения рекомендаций для внеклассного чтения в учебную хрестоматию имеет большое принципиальное значение: внеклассное чтение тесно связывается, таким образом, в сознании у себя с чтением классным. Читатели этого возраста в состоянии понять: они учатся не только для того, чтобы хорошо знать лишь то небольшое количество произведений, которые они разбирают в классе. Они учатся и для того, чтобы стать настоящими читателями, любящими литературу и хорошо понимающими прочитанное.

Более обстоятельные рекомендации книг, как общие, так и тематические, имеются в библиотеках. И пусть все воспримут их как продолжение и расширение списков хрестоматийных: библиотечные указатели, путеводители, каталоги содержат книги нужные и интересные. Разобраться в этих книгах и понять их также помогут уроки литературы.

Работа со списками чрезвычайно важна и в том отношении, что дает возможность постоянно усложнять задания, переходя от легкого к трудному: от чтения по рекомендации учителя, например, к самостоятельному выбору книг, от составления списка книг на ту или иную тему — к выбору наиболее интересной из них для обсуждения, от ответов на подготовленные вопросы — к самостоятельному составлению их и т. п. Следует только учитывать, что рекомендации хрестоматии, так же как и рекомендации библиотеки, являются ориентировочными. Они могут варьироваться в зависимости от того уровня, на котором находятся читатели как читатели. Примерным, естественно, является и список книг для внеклассного чтения, адресованный учителю, который имеется в программе.

Работа с рекомендательными списками в любых ее планах и вариантах может быть примером тесной связи внеклассных и классных занятий. Основа ее в данном случае — занятия внеклассные. В итоге подобных занятий чтение у себя делается глубже, осмысленней, круг чтения расширяется. А это, в свою очередь, облегчает усвоение материала на уроке, дает возможность для самых разнообразных сопоставлений: «Школа» А. Гайдара, например, сопоставляется с такими произведениями, как «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля, «Республика Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Серебряный герб» К. Чуковского и т. п.

Приведем другой, аналогичный пример. Беседы о свободном чтении у себя, коллективные и индивидуальные, казалось бы, прямо не связаны с уроками литературы. Косвенно же они связаны очень тесно. Они помогают становлению самостоятельности в чтении, формируют художественный вкус. Рассказывая о прочитанном, подросток учится выделять главное, формулировать мысли четко и ясно, обосновывать свое мнение достаточно убедительно. Все это, естественно, очень важно и для уроков литературы. Руководит этими беседами чаще всего Читатель, и здесь особенно важно, чтобы авторитет его был высок, оценка книги доказательна. Почему мы об этом упоминаем? В ряде школ учащимся различных классов был предложен вопрос о том, кто помогает им выбирать книги в библиотеке. Читатели младших классов чаще всего безоговорочно называли учителя и библиотекаря. У школьников же постарше значительно возрастала роль товарищей. Очевидно, от нас самих зависит не потерять доверие у себя, не утратить контакта с ними. И если мы сумеем это, то и рекомендации товарищей будут лишь укреплять наши позиции.

Не менее важна и нужна связь классных и внеклассных занятий по литературе и в том случае, если в основе ее — программа. Приведем лишь несколько примеров. Программа по литературе для VII класса включает в себя три крупных раздела: «Из литературы XIX века», «Из русской литературы», «Из зарубежной литературы». Этим может обусловливаться и рекомендация книг для внеклассного чтения, в определенной степени соответствующая содержанию и последовательности разделов программы. Так, например, если изучаемое в классе произведение входит в определенный цикл (или сборник), то учащимся предлагается самостоятельно прочитать другие произведения этого цикла (или сборника) или же самостоятельно (или с помощью библиотекаря) выбрать для чтения любое произведение данного автора и рассказать о нем товарищам, высказать свое мнение о прочитанном и обосновать это мнение.

Нередко Читатель, стремясь восполнить «белые пятна» программы, ставит себе задачу расширить знания нас об авторе произведения, изучаемого в классе, или о самом произведении. В этом случае рекомендуются такие, например, произведения, как «Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора Дон Кихота» Э. Выгодской, «Детство» А. Слонимского, «Тарас Шевченко» К. Паустовского, «Рассказы о русских писателях» Н. Шер и др.

Читатель рекомендует школьникам и книги братских народов , которые почти не изучаются на уроках. Подобное чтение расширяет кругозор нас, способствует их интернациональному воспитанию и по праву занимает значительное место в круге их внеклассного чтения. Это могут быть произведения, посвященные В. И. Ленину («Горская поэма о Ленине» балкарского поэта Кулиева и др.), Великой Отечественной войне («Мои песни» татарского поэта Мусы Джалиля и др.), произведения о жизни братских республик в наши дни и в прошлом («Рассказы о прошлом» белорусского писателя Я. Коласа, «Соколик» латышского писателя В. Лациса и др.).

Приведенные примеры (и многие другие, которые можно было бы привести) позволяют сделать вывод о том, что классные и внеклассные занятия неразделимы. И только при таком подходе к обучению литературе и воспитанию читателя можно добиться ощутимых результатов.

Одна из важнейших задач — пробудить у школьников действенную любовь к классической литературе, стремление постоянно читать великих русских писателей.

В связи с этой задачей многие методисты литературы справедливо утверждают, что произведения наших классиков часто становятся близкими и понятными учащимся лишь при совместном чтении с учителем. Поэтому мы не можем ограничиться только рекомендацией этих произведений. Следует, прежде всего, подумать над тем, как возбудить интерес к чтению произведений классической литературы.

Опыт показал, что активный интерес к новой книге пробуждается у школьников при сопоставлении уже известного и интересного ученикам произведения с менее знакомым (например, повести Гоголя «Тарас Бульба» с «Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Понятно, что речь в данном случае идет не только о произведениях Гоголя.

Мы вправе говорить о своеобразном методическом приеме переноса интереса с одного произведения на другое. Дополнительными средствами активизации интереса нас к русской классике являются инсценировки отдельных эпизодов, выразительное чтение отрывков и т. д., что целесообразно использовать при проведении конкретных уроков внеклассного чтения. В практике работы школ успешно разрабатываются, например, два варианта урока внеклассного чтения в VII классе, посвященного произведениям Гоголя: предваряющий изучение повести «Тарас Бульба» (по «Вечерам на хуторе близ Диканьки») и завершающий изучение повести (по «Миргороду»).

Перед первым из этих вариантов стоит задача расширить знания нас о Н. В. Гоголе, дать представление о легендах, песнях. По-иному проводится урок внеклассного чтения на материале книги «Миргород», в состав которой входит программное произведение— повесть «Тарас Бульба». Один этот факт уже заставляет учеников осмысливать композиционное построение книги: они соотносят, например, друг с другом такие разнородные произведения, как героическая повесть «Тарас Бульба» и сатирическая «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

В то же время традиция показывает, что работа над «Записками охотника» представляет известные трудности, о которых должен помнить Читатель. Опытные методисты пишут, что книга эта редко читается учащимися средних классов и, чтобы вызвать у нас желание читать и перечитывать самостоятельно «Записки охотника», их надо учить понимать и чувствовать красоту рассказов Тургенева. Для этого недостаточно тех классных занятий, которые проводятся по рассказу «Бежин луг».

Вот почему на уроке внеклассного чтения следует стремиться не к полному и всестороннему разбору рассказов, а к тому, чтобы как можно больше заинтересовать нас. Одним из важнейших средств повышения интереса к произведениям И. С. Тургенева методист Т. В. Звере считает беседу о драматических ситуациях рассказа «Бирюк», естественно вызывающих у нас максимальный интерес, начиная ее с наиболее острых вопросов:

«Ожидали ли вы такой развязки? Почему же Бирюк все-таки отпускает мужика? Какое чувство вызывал у вас Бирюк при чтении? Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достиг цели?» Большинство методистов сходятся на том, что при обсуждении любого рассказа из «Записок охотника» следует коснуться вопросов общего характера: «Какое отношение имеет этот рассказ, по вашему мнению, к общему содержанию «Записок охотника»? Заметили ли вы в этом рассказе, как изображает автор влияние крепостного права на образ жизни и мыслей героев, на их характеры? Какие высокие человеческие качества русского крестьянина отразились в данном рассказе? Какова связь описаний природы с основным содержанием рассказа? Как проявляются в данном рассказе взгляды и чувства автора, какова роль автора в рассказе?»

Поэтичность рассказа «Певцы» может быть раскрыта перед учениками с помощью вопросов, обращающих их внимание на те или иные детали произведения. Докажите справедливость слов автора: «Действительно, в наших краях знают толк в пении». Почему автор более подробно характеризует слушателей, нежели певцов?

Составной частью такого урока являются инсценированные эпизоды из «Записок охотника», выразительное чтение выбранных отрывков, а также рекомендации для самостоятельного чтения рассказов «Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Малиновая вода».

Надо напомнить о том, что материал урока внеклассного чтения по произведениям Тургенева достаточно широко раскрывает тему подневольного труда русского крепостного крестьянина. В то же время в рассказах Тургенева проявилась убежденность автора в природной одаренности и талантливости русского крестьянина-труженика. Это позволяет органично перейти к следующей теме — уроку внеклассного чтения «Воля и труд человека дивные дива творят» (произведения русских классиков и советских писателей о людях труда). Для самостоятельного чтения к этому уроку можно было бы рекомендовать, с одной стороны, произведения П. Некрасова и Н. Лескова, а с другой — произведения Ф. Абрамова, Е. Носова, С. Михалкова, Я. Смелякова, П. Бажова, Л. Жарикова, Н. Дубова и пр. Некоторые из них включены в книгу для внеклассного чтения нас «В мире русской литературы».

В начале урока могут прозвучать строки о крестьянине, который «знал, для чего и пахал он и сеял, да не по силам работу затеял» («Несжатая полоса»), о мальчике, к которому поэт обращается с призывом: «Там уж поприще широко: знай работай да не трусь...» («Школьник»), о несчастных детях: «Целый день на фабриках колеса мы вертим — вертим — вертим» («Плач у себя»), о трудолюбии Иванушки, погубленного царской солдатской службой («Орина, мать солдатская»), и др. Центром первой части урока станет беседа по сказу Н. Лескова «Левита», самостоятельно прочитанному. Под руководством учителя они убедятся, что «результат чудодейственного трудового мастерства вполне бесполезен и, ярчайшим образом демонстрируя творческие возможности, творческую фантазию, артистическую умелость простого русского человека и труде, сюжет лесковского произведения показывает в то же время, как неумно, нерационально,, бессмысленно используется при существующем социальном строе животворный родник народной талантливости»




загрузка...