Стихотворные размеры. Теоретический материал – Часть 1

Примеры стихотворных размеров

Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге):

трехстопный ямб:

Я Вам пишу письмо,

Чего ж мне написать?..

четырехстопный ямб:

Я к Вам пишу, чего же боле,

Что я могу ещё сказать?

пятистопный ямб:

Я Вам пишу письмо, чего же боле,

Хотя мне, право, нечего сказать...

шестистопный ямб:

Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,

И мне по-прежнему Вам нечего сказать...

Хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге):

трехстопный хорей:

Наша Таня плачет:

Утопила мячик

четырехстопный хорей:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

пятистопный хорей:

Наша Таня очень громко плачет:

Сдуру утопила в речке мячик...

Дактиль (трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге):

двухстопный дактиль:

Крутится шар

Над головой.

трехстопный дактиль:

Крутится, вертится шар

Прям над моей головой....

четырехстопный дактиль:

Крутится, вертится шар голубой,

Крутится, вертится над головой.

пятистопный дактиль:

Крутится, вертится бешенно шар голубой

Над от похмелья трещащей моей головой...

Амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге):

двухстопный амфибрахий:

Союз нерушимый

Сплотился однажды...

трехстопный амфибрахий:

Союз нерушимый навеки

Сплотила великая Русь...

четырехстопный амфибрахий:

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки великая Русь...

пятистопный амфибрахий:

Союз нерушимый республик навеки свободных

Сплотить попыталась однажды великая Русь....

Анапест (трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге):

двухстопный анапест:

До свиданья, медведь!

Возвращайся в свой лес.

трехстопный анапест:

До свиданья, мой ласковый мишка!

Возвращайся в свой сказочный лес.

четырехстопный анапест:

До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!

Возвращайся скорее в свой сказочный лес.

пятистопный анапест:

До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!

Ты мне больше не нужен, вали-ка в свой сказочный лес.

"Что за зверь такой — клаузула?"

Клаузула (лат. clausula - заключение, концовка) — ритмическое окончание строки стиха, начинающееся с последнего ударного слога. Клазулы называются мужскими, если ударение падает на последний слог (красотá); женскими, если после последнего ударного имеется один безударный слог (красóтка); дактилическими, если имеется два безударных слога (с красóтками); гипердактилическими при наличии трёх безударных слогов (прихлóпывая, притóпывая).

Мужская клаузула:

Скажи мне, кудесник, любимец богов...

Женская клаузула:

Скажи мне, кудесник, любимец дворняжек...

Дактилическая клаузула:

Скажи мне, кудесник, любитель шампанского...

Гипердактилическая клаузула:

Скажи мне, кудесник, любитель выпендриваться...

I.

МЕТР. РАЗМЕР. СТОПА.

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

МЕТР (греч. metron – мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т. д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:

Двустопный ямб Четырёхстопный ямб

Играй,/ Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали...

(А. С. Пушкин) О па/мять сер/дца! Ты /сильней/

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальной.

(К. Н. Батюшков)

Двустопный хорей Четырёхстопный хорей

Аты-/баты,

Шли солдаты,

Аты-баты

На базар..

(народн.) Буря / мглою/ небо/ кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

(А. С. Пушкин)

Двустопный амфибрахий Трёхстопный амфибрахий

Пусть сосны /и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись спят.

(Ф. И. Тютчев) Средь шумно/го бала /случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна,

Твои покрывала черты.

(А. К. Толстой)

Трёхстопный анапест Четырёхстопный дактиль

Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу

В стороне /от весё/лых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

(Н. А. Некрасов) Утро ту/манное, /утро се/дое,

Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

(И. С. Тургенев)

В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский:

Одностопный ямб Двустопный ямб Четырёхстопный ямб

Весна

идёт.

Она

поёт,

Журчит,

Жужжит,

Кружит,

Влечёт. Весна идёт.

Она поёт,

Журчит, жужжит,

Кружит, влечёт. Весна идёт. Она поёт,

Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

Трёхстопный ямб Пятистопный ямб

Весна идёт. Она

Поёт, журчит, жужжит,

Кружит, влечёт. Весна... Весна идёт. Она поёт, журчит,

Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,

Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!

(В. Я. Брюсов)

ИКТ (лат. ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.

СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а «È » - безударный.

Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).

Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).

Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).

Об античных стопах см. также Античный стих

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

Cхема « È - ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

(А. С. Пушкин)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « - È ».

Мчаться тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А. С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Схема «- ÈÈ».

В рабстве спасённое

Сердце народное -

Золото, золото

Сердце народное!

(Н. А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «È - È».

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

(М. Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т. е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « ÈÈ - ».

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

(А. Блок)

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- È ÈÈ), 2-й( È - ÈÈ), 3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Стихотворные размеры. Теоретический материал – Часть 1 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Пастернак Борис Леонидович. Спекторский (1925 1931) – Часть 7

Следующее сочинение из данной рубрики: УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Стихотворные размеры. Теоретический материал – Часть 1.