Стихотворное построение «Одиссеи» Гомера

Построение «Одиссеи» очень искусно. В первых двенадцати песнях рассказывается о событиях, которые предшествуют возвращению героя на родину, вторые двенадцать — о событиях в Итаке. Но, кроме самого общего деления, можно наметить еще 6 частей по 4 песни в каждой:
1-я часть — отъезд сына Одиссея Телемака на поиски отца.
2-я часть — Одиссей покидает по велению богов остров нимфы Калипсо и после кораблекрушения оказывается в стране феаков.
3-я часть — рассказ Одиссея о своих злоключениях гостеприимному царю феаков Алкиною.
4-я часть — прибытие Одиссея под видом нищего странника в Итаку. Возвращение Телемака. Одиссей открывается Телемаку.
5-я часть — неузнанный Одиссей в родном доме.
8-я часть — расправа с женихами Пенелопы. Умиротворение родичей убитых, благодаря вмешательству богини Афины.

В центре повествования «Одиссеи» — царь Одиссей — «хитроумный», «многострадальный» муж, прославившийся среди ахейцев мудростью и сообразительностью. Уже в «Илиаде» повелитель каменистой Итаки характеризуется необычайной ловкостью, находчивостью, изворотливостью. Судьбу Илиона решила выдумка Одиссея, позволившая ахеянам проникнуть в Трою. По совету Одиссея был сооружен и оставлен на берегу огромный деревянный конь, внутри которого скрылись греческие воины. Остальные ахейцы Преследуемый гневом богов на пути к родине, Одиссей остается в живых благодаря своему уму, силе и мужеству.
Гомер наделяет своего героя необычайным красноречием. Преданный Одиссею, но не узнавший его Эвмей, свинопас, говорит Пенелопе:

...Мне о своих приключеньях еще он не кончил рассказа; Но как внимают певцу, вдохновенному свыше богами, Песнь о великом поющему людям, судьбине подвластным, В них возбуждая желание слушать его непрестанно, Так я внимал чужеземцу, сидя пред ним неподвижно...

Одиссея отличает верность обычаям родины, он глубоко и искренне привязан к родной земле. Несказанная красота острова, где держит его пленником «прекраснокудрая» нимфа Калипсо, не может погасить в его душе тоски по родному дому:
...Он одиноко сидел на утесистом бреге, и очи были в слезах; утекала медлительно капля за каплей Жизнь для него в непрестанной тоске по отчизне...

С. И. Радциг пишет: «Образ Одиссея выражает народные идеалы эпохи создания поэм. Хитрость и ловкость героя — это не порок, а качества, необходимые человеку в его борьбе с враждебными ему стихиями. Одиссей — олицетворение той мудрости, которая нужна человеку для создания культуры, и с этой точки зрения его образ является положительным и прогрессивным».

Как организует Читатель эту работу? Вопрос, который предлагает хрестоматия («Чем напоминает прочитанный вами отрывок из «Одиссеи» русские былины?»), обязывает обратиться к тексту былины, вспомнить ее характерные особенности как фольклорного жанра и с точки зрения содержания, и с точки зрения художественной формы, чтобы сопоставление, велось на основе конкретного материала.

Читатель поможет читателям возобновить в памяти, что былины — это героические песни, которые посвящались народным героям-богатырям, довершавшим подвиги во имя родной земли. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» также восхвалялись герои и их великие деяния во имя торжества справедливости. Повторение знаний о былине позволит ученикам прийти к выводу, что и русские былины, и поэмы Гомера воплощали в себе исторический опыт и мудрость народа, видевшего в воспеваемых героях высокие образцы лучших национальных и общечеловеческих качеств. Именно это и объясняет непреходящую ценность древних сказаний.

Важно еще раз напомнить учащимся об особом характере повествования, отличающего героические песни: стихотворная форма, плавный, замедленный ритм, требующие торжественного, приподнятого исполнения; разнообразные повторения, подчеркивающие силу, мужество, самоотверженность героев в, преодолении все нарастающих на их пути трудностей. Отметим также гиперболическое изображение как самих героев, так и их врагов, что особенно характерно для народно-героического эпоса, стремящегося показать масштабность и величие героев, их подвигов.

В процессе сопоставления Читатель подводит своих учеников к обобщающим выводам па основе текстуальной работы (например, гиперболическое изображение врагов в былине и в поэме Гомера, изображение силы героев и т. д.).

Важно, чтобы Читатели в результате проведенной работы оценили народную мудрость и прониклись мыслью о непобедимости человека, если он воодушевлен великой идеей борьбы за свободу и справедливость.

Изучение отдельных произведений в среднем звене школы направлено на то, чтобы Читатели практически освоили определенный комплекс специальных знаний и умений. -
Но нередко бывает так, что эти знания в представлении ученика принимают локальный характер: все относят их только к данному художественному произведению. Поэтому Читатель на протяжении всего курса литературы пытается создавать такие связи между изучаемыми произведениями, которые потребовали бы от ученика сознательного использования всех полученных знаний и приемов деятельности на каждом новом этапе обучения. С этой точки зрения очень важен заключительный урок — урок повторения и рекомендации литературы для летнего чтения.




загрузка...