Стихотворения Заболоцкого из цикла «Ходоки»

Боже мой, только сейчас... я сообразил, что он умер в сравнительно молодом возрасте, а вот казался всегда старше: и по степенно-старомодным манерам провинциального бухгалтера, и по сделанному им в поэзии. Первая книга Заболоцкого «Столбцы» была мятежно-новаторской, уходя своими корнями в раннего Маяковского  («Я сразу смазал карту буден»), в хлебниковские неожиданно взламываемые ямбы, в живопись Шагала, Гончаровой и Ларионова. Вся книга была пронизана издевательским презрением к «мурлу мещанина», способного поглотить все великие идеи.

«Вторая книга», вышедшая, в 1937 году, была бегством от социальности, становящейся опасной, в пантеизм. Но он тоже оказался небезопасен. В1938 году Заболоцкий был репрессирован и вернулся в 1946 году благодаря заступничеству Фадеева. Сначала ушел в переводы, но затем, после 53-го года, снова выдвинулся в первые ряды поэтов, написав такие шедевры, как «Некрасивая девочка» и «Где-то в поле возле Магадана».

Во всех своих ипостасях Заболоцкий — замечательный поэт. Поэзия Николая Алексеевича Заболоцкого необычайно многогранна: это стихи, воспевающие родную природу, стихотворения, посвященные самому высокому ее творению — человеку, его жизни, труду, борьбе, произведения для у себя и взрослых. Заболоцкий известен не только как оригинальный поэт, но и как замечательный переводчик. (Материал о работе Заболоцкого в детских журналах, о его переводах Рабле, Шарля де Костера, «Витязя в тигровой шкуре» Руставели и «Слова о полку Игореве» может быть использован учителем на классных и внеклассных занятиях в зависимости от подготовки и начитанности нас.)

Во многих исследованиях, посвященных творчеству поэта, отмечается его яркий талант, упорный труд, творческие поиски, богатство тем и мотивов его поэзии, разнообразие художественных средств выражения, благозвучие стиха.

Целесообразно напомнить об этих стихотворениях школьникам и первый урок начать с небольшой беседы, учитывающей самостоятельное знакомство у себя с некоторыми стихотворными произведениями поэта. «Какие стихотворения Н. А. Заболоцкого вы читали? О чем эти стихотворения? Понравились ли они вам?»— спросит Читатель. Если окажется, что большинство нас не помнят стихотворений, названных выше, то целесообразно прочитать некоторые из них на уроке и предложить познакомиться с ними дома, подготовив особенно понравившееся к конкурсному чтению. Это позволит ввести школьников в мир поэтических образов Н. А. Заболоцкого.

Необходимо отметить, что стихотворения, посвященные родной природе, занимали особое место в поэзии Заболоцкого,

  • Величественные картины зимы:
  • Глубокий мрак ночей выводит терема
  • Сверкающих снегов над выступами сада.
  • В одежде кристаллической своей
  • Стоят деревья...

сменяются в других стихотворениях описаниями простого одуванчика или подорожника. Поэт тонко чувствует дыхание первых весенних дней, его радует появление первых листьев, «на рассвете весеннего дня», чутко слышит он весенние шумы «беспредельных полей и дубрав», переносит читателя «в государство ромашек, в края, где ручей, задыхаясь, поет...». А далее прозвучат некоторые из стихотворений Н. А. Заболоцкого в исполнении учителя или заранее подготовившихся нас («Я воспитан природой суровой...», «Весна в лесу», «В тайге» и другие —на выбор). Важно, чтобы все поняли: воспевая природу, поэт обращает свой взор па человека, любуется красотой человеческих лиц:

  • Поистине мир и велик и чудесен!
  • Есть лица — подобья ликующих песен!

После вступительного слова, чтения стихов Читатель прочитает воспоминание Заболоцкого о его детстве, помещенное в хрестоматии, расскажет о том, что он еще ребенком мечтал стать писателем и остался верен своей мечте на всю жизнь.

В 1954 г. было напечатано стихотворение Н. А. Заболоцкого «Ходоки» — о ходоках-крестьянах.  Стихотворение «Ходоки» хорошо известно современному читателю. Вспоминая о вечере самодеятельности в Заполярье, А. Македонов писал:

«...Собрались геологи, механики, строители... Читались стихотворения разных русских поэтов, и в их числе немало стихов Заболоцкого. Оказалось, что стихи эти... известны и любимы в этом далеком крае людьми сурового, напряженного труда. В зале находили глубокий отклик и стихи о строителях дороги, и стихи о весне и скворце, и стихи о некрасивой девочке, и стихи о встрече с народными ходоками».

Представить и попять, какие это были трудные годы в истории государства, может помочь предыдущее изучение. Например: «Трудно жилось в то время, особенно тяжело было в Петрограде и в Москве. На улицах лежали груды мусора, не ходили трамваи, не отапливались здания... Мерзлая картошка была праздничным блюдом. Спичек, соли, мыла, керосина, сахара, чая не было. Из-за недостатка топлива останавливались поезда, фабрики, заводы. В стране свирепствовал тиф». Это в учебнике истории. Поэт рисует эту же картину так, что читатель не только представляет себе происходящее, но и наиболее глубоко и полно переживает, чувствует свою сопричастность происходящему:

  • Русь металась в голоде и буре,
  • Все смешалось, сдвинутое враз.
  • Гул вокзалов, крик в комендатуре,
  • Человечье горе без прикрас...

Но вот картина человечьего «горя без прикрас» сменяется раздумьем ходоков о том, что они видят вокруг, стремлением все это запомнить, осмыслить, сохранить в памяти и сердце для важного разговора.

 




загрузка...