Стихотворения А. С. Пушкина для изучения изучение лирических произведений

Стихотворениями А. С. Пушкина начинается в V классе изучение лирических произведений. Пятиклассникам хорошо знакомо имя великого поэта А. С. Пушкина. В начальной школе им рассказывали о многих эпизодах жизни поэта, читали его стихотворения и сказки. В IV классе дети изучали «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Ученики чутко воспринимают добрую направленность сказок поэта, любят его благородных и мужественных героев, радуются поражению злых и завистливых врагов.

Как известно, лирическая поэзия раскрывает сложный мир человеческих чувств, она требует от читателя сопереживания, сотворчества — эмоциональной отзывчивости. Лирическое переживание передается в стихе особым строем речи: он отличается ритмичностью, музыкальностью, своеобразным поэтическим синтаксисом.

В стихе нельзя изменить пи одного слова, образа, паузы без того, чтобы это сразу же не сказалось на содержании. Поэтому важно найти ту меру анализа, которая бы, не исказив и не сведя к примитиву художественное содержание, позволила максимально приблизить стихотворение к учащимся. Вопросы, предложенные в хрестоматии, помогают ученикам увидеть главное в стихотворениях поэтов. Но мы обедним уроки, если ограничим работу над лирическими произведениями только беседой по этим вопросам.

Способность к сопереживанию и сотворчеству не всегда проявляется как врожденная и нуждается в стимулировании. Всвя-,1И с этим очень важен общий тон урока, его эмоциональный Настрой. Обращение к миру чувств, необходимость пробуждения их и детских сердцах требуют от учителя топкости, умения создать атмосферу, пробуждающую у пятиклассников эмоциональную отзывчивость.  Каждое стихотворение вызывает у детей субъективные переживания. Бережно относясь к личным индивидуальным интересам школьников, учитель в то же время обеспечивает глубину проникновения в эмоциональный мир стихотворения, который без направляющего руководства не может быть ими воспринят. Отсюда возникает задача: найти такие методические пути работы над стихотворениями, которые, раскрыв перед детьми особенности поэтической речи, тем самым создадут возможность постигнуть богатство выраженных поэтами мыслей и чувств.

Как же решаются эти задачи при изучении лирики Пушкина? Основным приемом является работа над выразительным чтением.

В процессе изучения лирического произведения особое значение приобретает осознание интонационного строя стихотворения, что помогает учащимся проникнуть в мир чувств и переживаний автора лирического произведения.

Выявление интонационной «партитуры» — сложная и трудоемкая форма деятельности учителя и ученика, но она дает возможность решить все задачи анализа. При самостоятельном чтении, готовясь «выразительно прочитать стихотворение», школьники прежде всего думают о том, громко или тихо они должны прочитать текст, медленно или быстро, иными словами, они опираются не на содержание стихотворения, а на свои представления о выразительном чтении вообще. Необходимо дать учащимся конкретное руководство, следуя которому они не только найдут необходимые средства интонационной выразительности, но и глубоко осознают и переживут содержание поэтического текста.

Первый этап работы связан с формированием представления учащихся о необходимости определить общее эмоциональное «звучание» стихотворения, передающее авторское чувство. Прежде чем выразительно читать стихотворение, ученикам предлагается охарактеризовать ведущую интонацию стихотворения, ее развитие, смену интонаций, которых оно требует.

Следующий этап — мотивировка предлагаемой интонации или интонаций, что требует пристального внимания к тексту. Первоначальные попытки пятиклассников мотивировать найденную интонацию чтения обычно носят общий, приблизительный характер, который обнаруживается при обсуждении, и именно это обстоятельство — понимание неполноты аргументации— заставляет их активно вглядываться в текст, в каждый поэтический образ и находить там источник многообразия и богатства чувств, порождающих такое же многообразие и богатство интонаций.

После того как найден и осознан «интонационный ключ», учащиеся читают стихотворение и обсуждают удачи и неудачи чтения, уже зная, чего нужно требовать от чтеца и какого рода замечания можно ему сделать.




загрузка...