Стихотворение «Зимнее утро» одно из самых светлых стихотворений Пушкина

Стихотворение «Зимнее утро» одно из самых светлых стихотворений Пушкина: радость наслаждения красотой не омрачена здесь никакими грустными раздумьями. Даже появляющееся во второй строфе воспоминание о прошедшей вьюге и зимней непогоде не вызывает тяжелого ощущения, а лишь оттеняет по контрасту прелесть морозного утра. Пятиклассники обычно видят в стихотворении великолепие зимы: голубой лед речки, сверкающий иней, зеленеющую ель. Для них на первый план выступают конкретные образы и возникающие под их воздействием собственные чувства радости, бодрости.

Задача учителя — углубить первоначальное восприятие детей, помочь им увидеть отражение в картинах природы душевного состояния, переживаний поэта.

В стихотворении Пушкина ликующее ощущение радости и полноты жизни вызвано не только природой, но и чувством любви, которая обостряет ощущение прелести наступившего утра. Поэт обращается «к другу прелестному», как бы приглашая разделить с ним радость наслаждения красотой. Этот второй план не выявляется, конечно, на уроке, хотя учителю нельзя не помнить о нем, чтобы быть наготове перед неожиданными порой вопросами детей и чтобы вернее подойти к чтению «Зимнего утра».

Остановимся на основных моментах анализа стихотворения и деятельности учащихся на уроке. При подготовке к первоначальному восприятию «Зимнего утра» можно опираться на собственные впечатления школьников от зимней природы («Что вам кажется радостным и что печальным в зимней природе?», «Однообразен ли зимний пейзаж и какие краски в нем преобладают (или: какие краски для него характерны)?», «Чем красива зима?»); можно принести на урок репродукции с картин Шишкина, Васильева, Степанова, Юона и др., чтобы зрительные образы разбудили воображение учащихся. Если же идти от биографических представлений, то полезно выяснить: что знают школьники об отношении поэта к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется'.

И все-таки «Зимнее утро», даже если чтению его предшествует эмоциональная подготовка, нелегко для восприятия двенадцатилетних учеников. Живая радость бытия, счастье делить эту радость с другом, нега домашнего тепла и уюта, почти физическое ощущение яркости и чистоты зимних красок, контраст вечерней мглы и утреннего ослепительного сияния и связанное с этим различие душевных состояний — такое многообразное впечатление нелегко уловить даже опытному читателю,

В хрестоматиях для начальных классов им встречались стихи Пушкина о весне, зиме, осени.

Вторая часть — это воспоминание о вчерашней вечерней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, лупа — бледным пятном,, которое не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи.

Мрачность, тягостность этой картины позволяет поэту выразить с особой силой чувство радости, счастья бытия, наслаждения красотой, которые составляют содержание основной части стихотворения.

Все в душе поэта ликует, а отсюда красочность и эмоциональность впечатлений от зимней природы и окружающей поэта обстановки, которые находят выражение, с одной стороны, в поэтически-приподнятых образах (небеса, великолепные ковры снегов, комната озарена янтарным, блеском, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня...), а с другой стороны, в обычных, жизненно-непритязательных словах и выражениях, передающих теплоту простых человеческих отношений («веселым треском трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки... Не велеть ли в. санки кобылку бурую запречь...»).

Благодаря установке на выявление зависимости между настроением поэта и художественным видением, раскрывающимся и в композиции стихотворения, и в богатстве выразительно-изобразительных средств поэтического языка, содержание стихотворения становится близким ' детям, они проникаются жизнерадостным мировосприятием поэта. В процессе разбора стихотворения пятиклассники овладевают лексикой и фразеологией, необходимыми для выражения всей гаммы чувств, пережитых ими вместе с поэтом.

Они получают яркое представление о разнообразии интонационного строя стихотворения, осознают значение пауз между строфами: в одних случаях паузы требуют контрастности настроения (вечерняя мгла, мутное небо — и великолепие солнечного утра), в других — остановка голоса вызывается переходом к новому душевному состоянию (от любования красотой поля, неба, леса — к ощущению мира и покоя домашнего очага).

Учитель может здесь руководствоваться следующими вопросами: