Современное состояние преподавания мировой литературы в общеобразовательной школе

Это выражение известного английского писателя XX ст. и сейчас актуально, поскольку современным школьникам Украины открылась возможность изучать произведения мировой изящной словесности. Этому оказало содействие ряд нововведений в области образования.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.10.2000 «О переходе общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения» в Украине введен 12-летний срок обучения в средних общеобразовательных учреждениях. Это послужило причиной ряда проблем, среди которых появились и проблемы создания новых стандартов, программ, учебников и учебно-методических пособий.

12 января 2004 г. Было принято Постановление «Об утверждении государственного стандарта базового и полного общего среднего образования». Согласно статье 31 Закона Украины «Об общем среднем образовании» Кабинет Министров Украины постановил:

1. Утвердить Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования.

2. Министерству образования и науки, Академии педагогических наук разработать до 1 июня 2004 г. учебные планы и программы для учеников основной и старшей школы (от 14 января 2004 г. № 24).

Приводим краткое содержание этих документов.

Государственный стандарт базового, и полного среднего образования

Государственный стандарт базового и полного среднего образования определяет требования к образованности учеников и выпускников основной и старшей школы, гарантии государства в ее достижении.

Государственный стандарт охватывает Базовый учебный план, общую характеристику инвариантной и вариативной составляющих содержания базового и полного среднего образования, государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учеников. Выполнение требований Государственного стандарта является обязательным для всех учебных заведений, которые предоставляют общее среднее образование.

Образовательная область «Языка и литературы»

Цель - формирование коммуникативной и литературной компетенции, которая базируется на знаниях, умениях познавательного и творческого типа, социальных привычках, мировоззренческих убеждениях и т. п.

Содержание образовательной области основывается на принципе преемственности между начальной, основной и старшей школой, учитывает языковую и литературную подготовку учеников начальной школы.

Образовательная область «Языка и литературы» состоит из языкового и литературного компонентов, каждый из которых имеет свои составляющие.

Содержательными линиями литературного компонента является аксиологическая, литературоведческая, культурологическая.

Аксиологическая линия обеспечивает обработку художественного произведения в единстве его этических и эстетичных измерений, направленность работы над текстом на формирование ценностных ориентаций и развитие творческих способностей личности; литературоведческая - усвоение основных знаний и рассмотрение произведения в контексте литературного процесса; культурологическая - осознание литературы как составляющей духовной культуры украинского и других народов. Эти содержательные линии формируют литературную компетенцию учеников.

Содержание литературного компонента. Украинская литература, зарубежная литература, литература национальных меньшинств предусматривают формирование потребности и соответствующих навыков в чтении художественной литературы; создание на основе усвоенных литературных знаний оптимальных условий для всестороннего развития и реализации личности; формирование национальных и общечеловеческих ценностей; привлечение учеников к наилучшим достижениям духовной культуры.

Основная школа

Задачами образовательной области в основной школе являются:

□ ознакомление с виднейшими достижениями художественной оригинальной и переводной литературы;

□ развитие умений воспринимать литературное произведение как явление искусства;

□ формирование читательской и языковой культуры, творческих способностей, культуры полемики, критического мышления, самостоятельного анализа и оценивание прочитанного;

Учебная программа — учебное издание, которое определяет содержание, объем и требования к изучению определенного учебного предмета, курса, дисциплины, развития и воспитания личности согласно государственным стандартам образования и учебных планов.

Учебная программа на основе концепции изучения предмета формулирует цель и задачу овладения содержанием учебного предмета согласно его месту и роли в общей системе учебно-воспитательного процесса, устанавливает перечень и основное содержание разделов, тем, отдельных вопросов, которые изучаются в каждом году обучения.

Учебная программа сопровождается объяснительной запиской, в которой раскрываются важнейшие задачи изучения учебного предмета, особенности организации и методов его изучения. Основное содержание образования, которое определяется учебной программой, конкретизируется в учебниках и учебных пособиях (в частности электронных) для учеников.

Учебная программа должна быть сориентирована на результат учебной деятельности учеников.

Ориентировочная структура учебной программы:

1. Объяснительная записка

А) введение: цель и задачи учебного предмета;

Б) характеристика структуры учебной программы;

В) особенности организации учебно-воспитательного процесса;

Г) критерии оценивания учебных достижений;

Д) рекомендации относительно работы с программой.

2. Содержание учебного материала и требования к учебным достижениям:

Класс (общее количество часов, количество часов в неделю, резервное время)

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учеников

Раздел (количество часов) Тема (количество часов) Содержание учебного материала темы

Описывает

Приводит примеры

Объясняет

Перечень практических и лабораторных работ, лабораторного практикума

Сравнивает придерживается правил характеризует классифицирует наблюдает анализирует использует оценивает показывает на карте высказывает суждение решает обосновывается и др.

Возможные дополнения:

□ межпредметные связи;

□ тематика экскурсий (ориентировочные объекты);

□ перечни учебной литературы, дополнительной литературы для чтения, учебно-методической литературы.

Программа, которую утвердило МОН Украины по зарубежной литературе (руководитель авторского коллектива Ю. Ковбасенко), появилась отдельным изданием лишь в 2005 году. Обсуждение программы, которое состоялось на страницах методической периодики, доказало, что она значительно уступает действующим программам как в содержании, так и в методическом обеспечении. Докажем это на примере нескольких тем программного материала для 5 класса (см. табл. на с. 63).

К замечаниям учителей и ученых-методистов принадлежат такие:

—отсутствие сказок А. Пушкина, которые входят в «Золотой фонд мировой литературы»;

—наличие философской лирики Мацуо Басё, которую пятиклассникам еще тяжело понять. В предыдущих программах эта тема изучалась в 8 классе;

—имеет место и фактическая ошибка. В рубрике «Теория литературы» в раздел, посвященный творчеству Мацуо Басё, предлагаются даты определения понятия хоку и назвать его жанровые признаки. Но хоку - это лишь строфа, с помощью которой Мацуо Басё открыл жанр японской поэзии хайку. Приведем определение известного литературоведа Г. Конрада: «Хайку - это жанр японской поэзии, который использовал строфу хоку»;

—содержание стиха Р. Бернса «Честная бедность» не отвечает требованиям времени, и совсем не понятно, какой смысл учить его наизусть;

— не распланированы уроки внеклассного чтения;

— в дополнении 2 «Дополнительная литература для чтения» не определены произведения для внеклассного и самостоятельного чтения;

—программы не отвечают основным требованиям, которые выдвинуло МОН Украины, а именно: в объяснительной записке программы не определены особенности организации и методы изучения предмета; в дополнениях отсутствуют межлитературные связи, тематика экскурсий (ориентировочные объекты), перечень учебной и научно-методической литературы.

Предложенный анализ дает основания утверждать, что авторы программ не сделали качественного анализа имеющихся программ, во избежание недостатков и использования наилучших достижений. Поэтому новые программы, как по смыслу, так и методическим аппаратом являются шагом назад в системе литературного образования Украины.

В дополнении № 1 Информационного сборника МОН помещены определения учебника:

Учебник — учебное издание, которое систематизировано воссоздает содержание учебного предмета, курса, дисциплины согласно официально утвержденной или экспериментальной учебной программы.

Согласно цели и задач обучения и уровню образовательной подготовки учеников учебник окончательно определяет объем и систему знаний, которыми необходимо овладеть.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Современное состояние преподавания мировой литературы в общеобразовательной школе . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Современное состояние преподавания – Требования к содержанию учебника

Следующее сочинение из данной рубрики: Кабинет мировой литературы в школе

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Современное состояние преподавания мировой литературы в общеобразовательной школе.