Современная Эфиопия

Современная Эфиопия — социалистическое государство в Северо-Восточной Африке.  Граничит на Западе с Суданом, на юге- с Кенией, на юго-востоке — с Сомали, на востоке — с Сомали и Джибути. На северо-востоке омывается Красным морем. Население — 29 млн. чел. (1977). Столица — г. Аддис-Абеба. Состоит из 14 провинций.

С 1974 вся полнота власти принадлежит Временному военному административному совету (ВВАС). Высший орган ВВАС — съезд ВВАС. Он избирает ЦК из 32 членов и Постоянный комитет из 16 членов, определяет основные направления внутренней и внешней политики, утверждает бюджеты, планы развития, определяет задачи обороны, государственной безопасности, ратифицирует договоры, принимает решения о создании или ликвидации государственных органов и общественных организаций, объявляет войну или чрезвычайное положение. ЦК ВВАС осуществляет общее руководство внутренней и внешней политикой, Постоянный комитет ВВАС — политико-идеологическое руководство. Глава государства и правительства — председатель ВВАС. С сентября 1975 г. утверждены новые государственный герб и государственный флаг.

Большая часть населения Эфиопии относится к эфиопской расе; западные и юго-западные районы населены представителями негроидной расы. Народы Эфиопии (эфиопы) говорят преимущественно на языках семито-хамитской семьи. Амхара (амара), гураге, агобба, харари, тиграи, тигре и чать бени-амер говорят на семитских языках. Наиболее крупные народы — галла и амхара. Северо-западные, западные и юго-западные окраины Эфиопии населяют народы, говорящие на нилотских языках и языках Восточного Судана: нуэр, анаук, бурун, туркана, бареа, кунама, берта, ари, диме и др. В Эфиопии формируется эфиопская нация, основным этническим компонентом которой являются амхара, гураге, частично тиграи, галла центральной части Эфиопии, агау, каффа, уоламо и др. В стране много армян и греков, давно переселившихся в Эфиопию, в крупных населенных пунктах живут также арабы, индийцы, пакистанцы, выходцы из Европы, Америки и соседних африканских стран. По религиозной принадлежности около половины населения — мусульмане, большинство остальных — христиане монофиситского толка. Небольшая группа, именующая себя фалаша (говорит на диалекте агау) исповедует иудаизм. На крайнем юге, севере и западе страны сохраняются местные традиционные верования. Государственный язык — амхарский. Официально принятый в стране эфиопский календарь сохраняет ряд черт, восходящих к древним ближневосточным календарям (30 дней в каждом месяце, дополнительный тринадцатый месяц); летосчисление сдвинуто на 7 лет 8 мес. назад по сравнению с другими христианскими календарями.

В многоликом и древнем искусстве Эфиопии сочетаются традиции африканской культуры и наследие древневосточного искусства, самобытное переосмысление христианских архитектурных типов и сюжетов и европейские влияния. К древнейшим (до 2-го тыс. до н. э.) кушитским культурам Южной Эфиопии восходят каменные стелы со схематическими изображениями человека и символическими знаками; позже в Южной Эфиопии ставились намогильные деревянные человеческие фигуры народа консо. На северо-востоке страны открыты наскальные росписи (Ганзаба, Адди-Кэйнх), рельефы (Шебе) с фигурами быков, рельефные человеческие фигры (Даро-Кавлос). относящиеся к доисторическому периоду и более поздние. В середине 1-го тыс. до н. э. на горных плато расцвело искусство древневосточного типа, истоки которого лежали в Сабе (Юж. Аравия): постройки из тесаных каменных плит — прямоугольные храмы с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины: алтари ифризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках); обобщенная, плавная по силуэту скульптура — сидящие царские фигуры, рельефы, терракотовые и каменные головы 5-4 вв. до н. э; известны также наскальные изображения львов (Гобедра близ Аксума), каменные и бронзовые фигурки животных, каменные сфинксы, вотивные троны. Подъем искусства Эфиопии наступил в 1-й пол. и сер. 1-го тыс. до н. э. с возвышением Аксумского царства. Строились большие дворцы из камня с деревянными связями в 2-3 этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутренними дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме), каменные стеллы высотой до 33 м, имитирующие многоярусные башни; троны на ступенчатых основаниях, плотины, водохранилища, ряды жилых домов. Эллинистические влияния ощущаются в резьбе по камню: бутонообразные капители граненых столбов, изображения архитектурных мотивов и полумесяца (на стелах), виноградной лозы. Керамика расписывалась геометрическим орнаментом, иногда изображениями людей, животных, растений. На монетах представлены профильные головы царей, окруженные веком колосьев. После христианизации Аксума (сер. 4 в.) строились монастырские комплексы и базиликальные церкви: в комплексе Дэбрэ-Дамо трехнефная церковь, с нартексом и хорами, имеет деревянные потолки, в том числе имитацию свода в среднем нефе; потолок нартекса украшают 33 кассеты со стилизованными фигурами животных и геометрическим узором.

После упадка Аксума традиции искусства Эфиопии возродились в 12-13 вв.в средневековом царстве к востоку от озера Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и общественные здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэлэ и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши; все вплоть до деталей вырезано из камня, причем имитируются своды, древянные связи и наличники, раскреповки и тяги. С коптским и сирийским искусством связана резьба по камню: кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бет-Марьям и Бет-Голгофа в Лалибэле; в декор церкви в Йемрахе входят изображения африканских животных. Появилась фресковая живопись—стилизованные плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Медхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (церковь Бет-Марьям), геометрический орнамент. Яркость цвета и плоскостность отличают темперные иконы, в том числе диптихи и триптихи; известны также панно на холсте. С 14 в. развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, сиро-месопотамского, армянского искусства в схематичном плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В 15-16 вв. Эфиопия возродилась как целостное государство, строились города, дворцы, богатые церкви (белокаменная церковь Макана Селассие в горах Уолло — центральное святилище, окруженное деревянной колоннадой). В 17 веке к северу от озера Тана создана новая столица Гондар. Каменные замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проемами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европейские влияния. В течение многих веков сложились особенности декоративного искусства Эфиопии. Разнообразные формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом. В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистические византийские традиции. Ювелирные изделия показывают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией; богаты формами и орнаментикой (в том числе сложная плетенка) металлические и деревянные кресты.

Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. строились города (в том числе новая столица Аддис-Абеба), отдельные здания больниц и школ; преобладали беспорядочная планировка и простейшие жилища. В живописи появились исторические и батальные картины патриотического характера. В 20 в. для строительства столицы приглашались архитекторы из многих европейских и азиатских стран, в 1930-х гг. велись планировочные работы в городах Северо-восточной Эфиопии. Строительство развернулось в 1950-60-х гг., когда были возведены общественные здания легких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла.

Традиционное народное жилище Эфиопии — круглые в плане плетневые обмазанные глиной дома ("тукуль"), с конической кровлей; прямоугольные дома ("хедме") из камня с глиной и щебнем, имеющие плоскую крышу и навес; на юге — также куполообразные хижины. Традиционные народные ремесла — гончарство (разнообразные, часто глазурованные сосуды), плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины с конической крышкой, украшенные узором из концентрических кругов и ромбов), обработка металла (ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения), вышивка (на накидках "шамма", на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетеным орнаментом), резьба по дереву, тиснение по коже.

Эфиопская музыка сложилась под влиянием древнегреческой, иудейской, позднее арабской культур, а также во взаимодействии с некоторыми африканскими культурами. Музыкальный фольклор разнообразен. Народы Эфиопии играют на струнных, духовых и ударных инструментах: однострунных скрипках, флейтах, трубах, барабанах.

Литература Эфиопии многоязычна. Литературный язык в Эфиопии не всегда совпадает с языком повседневного общения и фольклора.

В Эфиопии издается около 20 газет и журналов, правительственных, ведомственных и частных.

 

Список литературы

1. Население мира. Демографический справочник. Составитель В.А.Борисов. Изд-во "Мысль". М., 1989.

2. Васильев С.В. Конспекты лекций.

3. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Главный редактор Ю.В. Бромлей. М., "Советская энциклопедия", 1988.

4. Большая Советская Энциклопедия. т.30. (3 изд.), М., 1978.

5. Народы мира. Этнографические очерки. Под общей редакцией члена-корреспондента АН СССР С.П. Толстова. Изд-во Академии Наук СССР. М., 1954.

6. Народы Африки. Под редакцией Д.А. Ольдерогге, И.И. Потехина. Изд-во Академии Наук СССР. М., 1954.

7. В. Сиверс. Всемирная география. Ф. Ган. Африка. Изд-во "Просвещение". Спб, 1902.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Современная Эфиопия . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Народы Европейской Части России

Следующее сочинение из данной рубрики: Хозяйство народов Эфиопии (середина ХХ в.)

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Современная Эфиопия.