Совершенствование культуры речи школьников

Вполне закономерно, что в VII классе многие виды работ, как, например, изложение, ответы на вопросы, составление плана, сочинение, будут повторяться. Важно установить, как постепенно усложнять эти работы в соответствии с программой, психологическими особенностями и эстетическим развитием учеников VII класса. Например, если в V и VI классах для пересказа используются отрывки повествовательного характера с несложным элементом описания, то в VII классе можно увеличивать размер предложенного текста, усложнять его элементами рассуждения, анализом и оценкой поступков литературного героя, описанием его портрета, выявлением авторской характеристики и авторского отношения к изображаемому. Так же усложняется и работа над сочинением; требуется умение составить план, выбрать из текста нужные цитаты, охарактеризовать героя и дать ему личную оценку на основе поведения героя и его отношения к другим действующим лицам произведения. На основе знаний, полученных ранее, читатели характеризуют героя, учатся писать сочинение о нем.

В процессе работы некоторые из упражнений, способствующих развитию речи, сливаются. Например, изучение произведений «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Школа» А. П. Гайдара, «Детство» М. Горького потребует одновременно и углубленной работы над словом, и пересказа в разнообразной форме, а также цитирования, выразительного чтения и заучивания наизусть избранных отрывков. Поэтому, чтобы избежать перегрузки нас и сделать их работу целенаправленной и четкой, учителю необходимо в каждом отдельном случае точно установить, какой вид работы считать основным при анализе данного произведения, какие виды — вспомогательными.

Живое слово учителя (рассказ о писателе, об истории создания произведения, устный отзыв, комментарий) — это образец монологической речи для нас. Слово учителя содействует развитию и обогащению мышления, речи, воспитывает чувства нас, формирует их убеждения. В процессе изучения курса литературы учителю не однажды представится возможность показать, как должна строиться монологическая речь.

Словарная работа. Основной работой, пронизывающей все темы программы, можно считать работу над словом художественного произведения.

Еще более углубляется работа по изучению изобразительных средств языка при анализе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Произведения Гоголя особенно выразительны благодаря эмоциональному тону, умению писателя находить волнующие слова, которыми он заражает читателей и помогает восприятию идейно-эстетической направленности произведения. Во II главе «Тараса Бульбы» развертывается художественная картина степи, на фоне которой происходит действие. Исходной точкой в описании взято время: степь днем, вечером, ночью. Сначала автор говорит о благотворном влиянии степи на казаков, грусть которых пропала при встрече со степью, «сердца их встрепенулись, как птицы».

Описание степного пейзажа начинается со слов: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее» — и подчинено мысли, что «ничто в природе не могло быть лучше...». Обращается внимание на стройность плана и на изобразительные средства писателя. Словами «зелено-золотой океан» Гоголь подчеркивает пространственную мощь и ее красивый, успокаивающий общий тон. Метафорой «брызнули миллионы разных цветов» передается неожиданность, вызванная появлением перед глазами читателя такого обилия цветов: голубые, синие и лиловые волошки. Еще ярче и полнее становится впечатление от изображения формы цветка: «кашка пестрела зонтикообразными шапками», «желтый дрок выскакивал своей пирамидальной верхушкой».

От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Писатель подмечает движения и звуки пернатых обитателей степи и образно передает их: «куропатки шныряли под тонкими корнями трав». «Ястребы стояли неподвижно, устремив свои глаза в траву». «Чайка купалась в синих волнах воздуха». «А воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей».

Так сливаются в этом небольшом описании степи зрительные и слуховые ощущения. Описывая степь, автор стремится донести до читателя ее красоту, передать свое чувство любви к украинской природе. Чувство восторга автора выливается в восклицание: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

После комментированного чтения Читатели могут самостоятельно разобрать описание степи.

Навык, умение и желание работать над образным языком писателя, а следовательно, и над совершенствованием своей речи необходимо воспитывать у себя и при изучении других литературных произведений, например рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг», поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», а также повестей, рассказов и стихотворений советских писателей путем наблюдений над описаниями и образностью слова.

При работе над пейзажем в рассказе «Бежин луг» в центре внимания будет словарь, в который Читатели внесут слова, передающие красоту природы и влияние ее на переживания человека.

Завершить наблюдения над текстом рассказа Тургенева целесообразно, как свидетельствует практика, творческой работой нас, закрепляющей приобретенные ими знания и представления о мастерстве Тургенева. В качестве самостоятельной (творческой) работы можно рекомендовать сочинения «Зимний день», «Зимой в лесу», «Поздняя осень» (по образцу описания летнего дня у Тургенева) или «Колхозные наса в ночном», «У костра», «У пионерского костра» (по образцу картины «У костра»)1 и т. д. Великолепные портреты крестьянских мальчиков, замечательные картины природы, которыми так богат рассказ «Бежин луг», а также разнообразное описание степи у Гоголя послужат образцами, которым Читатели будут следовать, выполняя творческие работы.

Аналогичную словарную работу целесообразно проводить при анализе и других произведений, например поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», обращая внимание нас па близость языка этого произведения к фольклору (сказка, песня, пословица) и на то, как язык описания природы помогает попять переживания героев и сочувствие к ним автора. Приобретенные умения наблюдать за словом в художественном произведении закрепляются и развиваются, как отмечалось, в творческих работах, выступлениях, пересказах, сочинениях и устных рассказах нас о картинах, близких по содержанию и идейной направленности к изучаемым произведениям.




загрузка...