Содержание стихотворения Заболоцкого «Гроза идет»

Дебютировал как поэт-урбанист, член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В.Хлебникова. Первые стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчёркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы.  По выражению самого поэта - это "стих почти непохожий на стих". Но послевоенные годы совершенно изменили поэтический мир Н.Заболотского. От гротескного зыбкого метра, соответствовавшего гротескному содержанию и стилю произведений 20-х  годов, автор переходит к традиционной тематике, драматическому психологизму при изображении человеческих переживаний, к  чистым классическим размерам, отказываясь от всего изощрённого, стилистически изысканного. Лиричнее, мелодичнее становится тональность стихотворений. Большим разнообразием отличается жанрово-стилевая структура его поэтики.

  • Движется нахмуренная туча...
  • ...Движется огромна и тягуча...
  • ...Сколько раз она меня ловила...
  • ...Сломанными молниями била,
  • Каменный выкатывала гром!

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.  Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.  Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

  • Движется нахмуренная туча,
  • Обложив полнеба вдалеке,
  • Движется, огромна и тягуча,
  • С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века. В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

  • Сколько раз она меня ловила,
  • Сколько раз, сверкая серебром,
  • Сломанными молниями била,
  • Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

  • Сколько раз, ее увидев в поле,
  • Замедлял я робкие шаги
  • И стоял, сливаясь поневоле
  • С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

  • Вот он — кедр у нашего балкона,
  • Надвое громами расщеплен,
  • Он стоит, и мертвая корона
  • Подпирает темный небосклон.
  • Сожженное дерево становится опорой небосклону:
  • Вот он — кедр у нашего балкона,
  • Надвое громами расщеплен,
  • Он стоит, и мертвая корона
  • Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося. Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом. Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

  • Иглы почерневшие с вершины
  • Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру:

  • Пой мне песню, дерево печали!
  • Я, как ты, ворвался в высоту,
  • Но меня лишь молнии встречали
  • И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

  • Почему же, надвое расколот,
  • Я, как ты, не умер у крыльца,
  • И в душе все тот же лютый голод,
  • И любовь, и песни до конца!

 

 Таким образом, стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.  В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.  Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.




загрузка...