Сочинение на тему: Что такое Истинная любовь?

Пример истинной любви, возвысившей разочарованного и озлобленного человека, видим мы в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» в отношениях главного героя романа Родиона Раскольников а и любящей его Сони Мармеладовой И именно Соня, ее всепрощающая любовь играет главную роль в отыскании человека в Раскольникове, в воскресении его духа Через ее судьбу герой осознает «все страдание человека» и поклоняется ему Но принимает его - как путь к очищению и человеку - далеко не сразу

Сам дошедший в своих идеях и муках до последней точки, он хочет увидеть в Соне, до каких же пределов может дойти человеческое страдание и что там, за этими пределами Здесь повторяется ситуация «Записок из подполья», где герой терзает несчастную Лизу, унижает ее и, в конце концов, открывшись ей весь, ненавидит ее за это Так и Раскольников он мучит влюбленную в него Соню, выставляя ей бессмысленность ее жертвы и неизбежность гибельного исхода, он ставит перед ней жестокий, давешний свой вопрос «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» - и предлагает решить его Но для Сони это пустой вопрос «Кто меня тут судьей поставил кому жить, кому не жить?»

По мысли Достоевского, сама постановка вопроса противоречит нравственному закону Натура Сони никогда не поворачивалась в строну формулы «кому не жить» - она вся устремлена к жизни и утверждает ее положительный смысл с фантастической энергией, вопреки тому, что извращает и мертвит человека

При этом совершенно неправомерно, на мой взгляд, говорить о смирении Сони перед действительностью Это сильная и активная натура, именно ей дано переплавить страдание в веру, в деятельную любовь к ближнему, к Раскольникову Именно любовь и открывает он в Соне в тот момент, когда мучит ее жестокими словами и пугающими намеками, когда уже почти ненавидит, «но встретил на себе спокойный и до муки заботливый взгляд ее, тут была любовь», так, ненависть Раскольников а тотчас исчезла Наоборот, главный герой с удивлением открыл для себя, насколько искренне Соня склоняется перед великим смыслом бытия, пусть не всегда доступным ее разуму, но всегда ощущаемым ею Соня отвергает как заблуждение претензию раскольниковского ума на личный суд, карающий не ради «очеловечивания» бесчеловечного мира, а ради собственного самоутверждения «Это человек-то вошь?» - почти со страхом восклицает Соня.

И если Раскольникову в его самоутверждении нужно преодолеть действительную преграду - человеческую личность, то для Сони - в ее самоотдаче, в ее служении людям - нет границ, нет преград для проявления своей личности Своим состраданием Соня вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на самой грани их окончательного падения Она спасает Раскольникова Но и сам он шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной пробудившейся человечностью, своим состраданием и любовью Именно Соня спасает главного героя от «своеволия», но ведь и раскольников поднимает Соню, наполняет ее душу мужеством Можно сказать, что в лице Сони Раскольников встретил человека, который пробуждается со временем в нем самом и которого он преследует еще как слабую и беспомощную «дрожащую тварь» Христиански-сострадательная любовь Сони зовет героя поделить с нею страдания, вызванные совершенным преступлением

Кульминация отношений Раскольникова и Сони - чтение главы из Евангелия Евангельский сюжет выражает самое существо ее личности, ее «тайну» - и потому она сначала стыдливо, а потом со страстью и силой исповедует свое убеждение словами Иоанна Соня верит в то, что представляется абсолютно невозможным ограниченному рассудочному взгляду, - она верит в чудо Раскольников глубоко не верил в жизнь, он погубил в себе человека и не верил в его возрождение Он, совершив убийство, был четыре дня мертв духовно - так умерший Лазарь лежал четыре дня в пещере. И как тот был завален камнем, так Раскольников был погребен под отчаянием и безысходностью, пока великая сострадательная любовь Сонечки не воскресила его угрюмый дух к новой жизни

Тема предательства ближнего во имя собственного спасения стала одной из сквозных в военной прозе двадцатого века. Так, одним из самых ярких типов предателя является персонаж повести в Быкова «Сотников» Рыбак. В повести «Сотников» сталкиваются не представители двух разных миров, а граждане одной страны Герои повести, Сотников и Рыбак, в обычных условиях, возможно, не проявили бы свою истинную натуру, однако, война срывает маски с каждого, оголяя всю суть человеческой природы.

Так, во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену Он фактически становится врагом и уходит в мир иной, чуждый нам, туда, где личное благополучие становится превыше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле Таким образом проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость Идя на выполнение задания, оба героя по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.

В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни

Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал и следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака «Сохраним жизнь Будешь служить великой Германии» Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю Сотников же при пытке потерял сознание, но не сказал ничего Подобно Рыбаку полицаи в повести изображены хитрыми и жестокими людьми, не обремененными совестью

Сотников примирился со смертью Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил «Я - партизан, остальные тут ни при чем» Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию Рыбак старался убедить себя, что он не предатель и после убежит, когда представится такая возможность. Однако, и сам он, и окружающие прекрасно знают, какова суть предателя, и что на самом деле, никуда этот несчастный предатель не убежит, а предаст снова, если придется спасать свою жизнь Причем предаст он в первую очередь не Родину, а самого себя, и это самое страшное, что может случиться с человеком по мысли автора

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и начальник не добрал чего-то Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни

Что же случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося в толпе человека Он искренне хотел повеситься Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя» Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотников а, который до конца оставался истинным гражданином, выполняющим свой долг перед Отечеством Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам Но писатель оставил ему возможность иного пути продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики - одно из самых сильных качеств повести «Сотников» Именно в ней проблема предательства, тема совести отразила наиболее актуальные вопросы военного времени эпохи. Так, перед нами яркий пример разложения человеческой личности, личности предателя рыбака, чей антипод Сотников стал своеобразной совестью антигероя, явив собой пример истинного мужества и верности долгу перед Отечеством.




загрузка...