События войны 1812 года и стихотворение «Два великана»

«Два великана» — юношеское стихотворение Лермонтова, не печатавшееся им при жизни. Оно хорошо дополняет представление о Лермонтове, дающееся в статье хрестоматии, так как глубоко патриотично по духу. Форма же его вполне доступна разуму и чувству нас. Она близка фольклорной, с которой наса уже знакомы по сказкам н былинам. Воспоминания об Отечественной войне 1812 года, история Наполеона занимали воображение юного поэта и остались той поэтической темой, к которой он возвращался в различных произведениях. Читатели хорошо знают «Бородино», некоторые из них читали «Воздушный корабль». В «Двух великанах» поэт показывает борьбу русского, народа с наполеоновской армией аллегорически, создавая образы двух былинных богатырей. Один  из  них — «старый  русский  великан» — воплощает  мощь и силу России, а другой  «трехнедельный удалец»1—дерзновенную и самоуверенную удаль наполеоновского войска, уверившегося после взятия Москвы в том, что победа уже достигнута.

Вместо небольшого вступления к чтению стихотворения попросим нас вспомнить, как описывает Лермонтов героизм и патриотическое воодушевление русских воинов в стихотворении «Бородино».

Событиям войны 1812 года посвящено и стихотворение «Два великана». Слово «великан» направляет читательские ассоциации в мир народных представлений, сближает стихотворение с народными сказками и былинами. Поэтому прочитаем стихотворение медленно, неторопливо, в «сказовой» манере, как бы подчеркивая и обнажая эту близость. Затем предложим учащимся поискать такие слова и выражения, которые похожи на былинные или сказочные (за горами, за долами, потеряться главами, хвать, ахнул и др.). Выбор слов и выражений такого типа усиливает впечатление былинности, народности стихотворения.

Как же показаны в нем оба «великана»? Сначала обратимся к русскому витязю. Он спокоен и невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы (об этом говорят слова: «улыбкой роковою русский витязь отвечал». Одно из значений этого эпитета, с которым ученики потом-не раз встретятся у Лермонтова, можно популярно раскрыть пятиклассникам. «Роковой» — от слова «рок», «судьба» — значит предопределенный, посланный судьбой, не подвластный воле человека. «Роковая улыбка» русского витязя говорит о том, что он знает и предвидит судьбу врага).

«Старый русский великан» по-богатырски могуч: ему достаточно тряхнуть головою, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Выразительно довершает представление о нем образная деталь: «в шапке золота литого». Могучая голова в золотом шлеме как бы уподобляется златоглавому Московскому Кремлю. Великан — воплощение силы всей Руси, но прежде всего той Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. (О ней наса читали в строфе из «Евгения Онегина».)

А как показан «трехнедельный удалец»? Предложим насам сначала найти слова, которые относятся к Наполеону, характеризуют его действия, а потом спросим, какое отношение Лермонтова к французскому полководцу в них сказывается. Читатели видят, что Лермонтов не отрицает ни его силы,   ни храбрости. Об этом говорит,: в частности, на-

Можно предполагать, что, называя французского императора «трехнедельным удальцом», Лермонтов имеет в виду те три недели (с 16 октября по 9 ноября 1799 г.), которые понадобились Наполеону, чтобы совершить государственный переворот и стать во главе нового режима — консульства, захватив, таким образом, всю полноту власти в свои руки.

Монументален и величествен образ русского витязя. Его спокойствие и внутренняя сила противопоставлены, дерзким притязаниям пришельца, который явился с уверенностью в победе, а нашел себе заслуженную гибель. В гордости, с какой пишет Лермонтов о победе русского великана, проявляется его патриотизм, любовь к отечеству и его воинской славе.

Читатель, несомненно, здесь обратится к отрывку «Москва... как много в этом звуке...» и предложит детям вспомнить, как воспел Пушкин подвиг русского народа и как изобразил захватчиков. Наблюдения нас послужат основой для восприятия пафоса обоих стихотворений.




загрузка...