Словесный портрет Плюшкина

Наиболее суровые отзывы Собакевича относятся к Плюшкину, в характеристике которого традиции учительной литературы занимают особое место. Дело в том, что обличение скупости богатых было одной из излюбленнейших тем древнерусской проповеди, которая оставила выразительные портреты носителей этого порока. В "Измарагде", например, этой теме посвящено несколько "слов".

Точную трактовку их общего смысла и колорита мы находим у В. П. Адриановой-Перетц: "Христианское учение о том, что богатство находится временно в руках человека, который должен делиться им с бедными, определило ту суровую оценку, какую учительная литература дает "скупости", "сребролюбию", но не в абстрактном их понимании, а в конкретном проявлении этой "страсти" в "нраве" и поведении человека".

Отношение к богатству в средневековой христианской этике было двойственным. Оно отталкивалось от евангельского постулата: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Лука, 18, 25). Однако, если богатство было направлено на добрые дела, оно не осуждалось. Щедрая милостыня считалась главным средством спасения души богатого и играла немаловажную роль в системе нравственных представлений Древней Руси. "Человеколюбие, - писал об этом В. О. Ключевский, - на самом деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему " .

Учительные "слова" обличают не богатство само по себе, а "златолюбие злое", рисуют образ человека, одержимого "лютым сим недугом". "Не глаголю убо на богатыя, иже в нем добре живут, - формулирует свою задачу "Слово Иоанна Златоуста о богатых и немилостивых", - но тыя укоряю, иже богатство имеющаа, в скупости живут" . В этом "слове" нарисован психологический портрет скупого богача, готового "своих мяс урезав иному подати или нищему, нежели в клетех лежащего богатьства" . В другом "слове" Иоанна Златоуста "О мятежи жизни человеческия", посвященном главным образом обличению "собирания многаго имения", изображена повседневная жизнь богатого скупца: "имения не хощет ся насытити николи же пропасного, но утробу свою мучит гладом и тело наготою, и зимою жмется, паче связанных стражет... и стенет яко же сей всех бедние стражет" .

Два мотива этого описания - "утробу свою мучит гладом" и "паче связанных стражет" - представлены в первых отзывах Собакевича о Плюшкине: "Восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!.. Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он..." (VI, 99). Третий мотив - "стенет яко же сей всех бедние стражет" - реализуется в поведении самого Плюшкина, жалующегося Чичикову на свою бедность: "того и гляди, пойдешь на старости лет по миру!" (VI, 121).

Поучения "Измарагда" обличают жестокое отношение скупого к своим "рабам" и "челяди". В "Слове св. Нифонта о богатом и скупом" рассказывается о том, как Нифонт увидел богатого человека, к которому обращались за милостынею много нищих, он же не обращал на них внимания. "Нифонт спросил у ангела-хранителя, много ли у этого человека имения? Много, - отвечал ангел, - но он сребролюбец и "цаты ради" готов умереть. Он бьет челядь свою, морит ее голодом и наготою и непосильными работами" 15 Плюшкин, по словам Собакевича, "всех людей переморил голодом" (VI, 99). Несколько позже, в авторском описании появится и мотив "наготы": "У Плюшкина для всей дворни, сколько ни было ее в доме, были одни только сапоги" (VI, 124). Как следствие такого невыносимого положения изображено в "Измарагде" бегство "рабов" от своих хозяев: "аще ли его озлобиши, то встав бежит от тебе" ("Слово Иоанна Златоуста како достоит имети челядь") 16 . Плюшкин и сам не скрывает, что крестьяне у него "что год, то бегут" (VI, 128).

Словесный портрет Плюшкина, рисуемый Собакевичем, будет неполным, если не упомянуть о такой колоритной детали, как бранная кличка, которой он дважды награждает Плюшкина: "Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! - сказал Собакевич" (VI, 99). В отличие от традиций устной народной поэзии, где собаками именуют врагов-иноверцев, в древнерусской проповеднической литературе этот образ связан с темой немилостивого богатства. "Измарагд", придавая важное значение милостыне, сильно осуждает "златолюбивых скупцов", неправедно стяжающих свое имущество и делающих от него приносы в церковь: "Не требует бо Бог приношения от неправды, еже сиротам и вдовам насилия творити, но яко пса смердящего гнушается Господь" .

В связи с темой осуждения скупости богатых учительная литература нередко затрагивала евангельскую притчу о Лазаре и богатом. Она рассказывает о неком богаче, который каждый день веселился и пировал. У ворот его дома лежал нищий Лазарь, желавший насытиться "от крупиц, падающих от трапезы богатого". Но богатый делал вид, что не замечает его. После смерти богатый попал в ад, а Лазарь в рай - на прекрасное лоно "праотца" Авраама. Богатый, страдая в огне, просит Авраама послать к нему Лазаря, чтобы тот хотя бы омочил водою его язык. Авраам, назвав богатого "чадом", напомнил ему его поведение в земной жизни и отказался выполнить его просьбу, мотивируя тем, что между праведниками и грешниками в потусторонней жизни утверждена непроходимая пропасть (см.: Лука, XVI, 19 - 31).

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Словесный портрет Плюшкина . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Оценки, даваемые скряге Плюшкину Собакевичем

Следующее сочинение из данной рубрики: О статье из “Выбранных мест”

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Словесный портрет Плюшкина.