Скульптурные мифологические оценки Дельвига

Скульптурные мифологические сценки сменяются у Дельвига более глубоким проникновением в мифологическую природу античной пластики. Развитие "скульптурного мифа" наблюдаем в стихотворениях 1818-1820 гг.: это надписи к скульптурам "Купидону" и "Надпись на статую флорентийского Меркурия".

Обращаясь к античной форме надписи, Дельвиг создает в своих антологиях античный художественный мир разными способами. В первом случае находим непосредственное повторение античного скульптурного мифа. Гений-ваятель наделяет камень жизнью, и камень в созданном изваянии "задышал". Сложность переходов и единения божественного и земного, мертвого, каменного и живого обусловлена Гением как явлением особой духовности. Эпитет "сильная" для руки ваятеля сосредоточивает высший смысл создания скульптуры - акт человеческого и божественного действия одновременно.

Во второй надписи на основе античного мифа формируется романтический миф о вдохновении певца. Скульптура Дж. Болоньи, которой любуется поэт, представляет свободную интерпретацию мифа о Меркурии. Этот бог в разные периоды развития античной мифологии был богом торговли и прибыли, указателем кладов, а объединившись с Гермесом, стал вначале проводником душ в мире мертвых, а потом выступил покровителем искусства и ремесел, знатоком тайн магии и астрологии 22 . В надписи Дельвига к скульптуре флорентийского Меркурия подчеркнут мотив раскованности в начале полета. Он передан в слиянии динамичной пластики отрывающегося от земли тела и божественной атрибутики небесной крылатой скорости и энергии. Этот скульптурный мифологический мотив выступает в стихотворении метафорой экстатического состояния, которое испытывает "полный восторга певец". Мифологическое содержание метафоры не исчезает совсем, мерцая в потоке сравнений вдохновения с крылатым полетом, безоглядной свободой движения в высоту:

В землю ударя крылатой ногой, кидается в воздух...
Миг - и умчится! Таков полный восторга певец.

Другой, идиллический вариант развития скульптурного мифа также формируется в ранней лирике, вырастая из описательных пасторальных идиллий, школу которых он проходит, переводя поэзию Гельти, Геснера, а также знакомясь с идиллиями Гебеля и Фосса 23 . Одним из ранних вариантов освоения скульптурного мотива в идиллической стилистике можно считать послание "К Амуру. (Из Геснера)" (между 1814 и 1817 гг.). Назидательный дидактизм и условная пасторальность сочетаются в нем с шутливым поклонением Амуру. Но собственно мифологического мотива здесь еще нет, а присутствуют только элементы будущего идиллического варианта "скульптурного мифа" - простодушная мольба созданному "в домашнем огороде" кумиру.

Есть еще одно произведение, в котором элементы скульптурного мифа уже соединены в особый мотив рождения скульптуры, - это фрагмент из послания "К Е.А. Кильштетовой" (1818). Прославляя красоту своей героини, поэт вспоминает о Фидии:

Тщеславия пустого не имейте
Похожей быть на мрамор! Фидий сам
Признался бы, что он подобной вам
Обязан был прелестным идеалом
Своих богинь.

Фидий был одним из высокоценимых европейскими романтиками греческим скульптором, создателем "высокого стиля". Его статуи Зевса Олимпийского и Афины Паллады были хорошо известны и русским поэтам не только по трудам Гердера и Винкельмана, но и по античным источникам. За легкой улыбкой поэта в послании Е.А. Кильштетовой мелькнуло воспоминание о давнем споре классиков и романтиков об идеале. Гердер, объясняя идеальные творения греческого искусства из природных, географических и общественно-исторических условий развития народа, писал, что "даже если ... принять во внимание всякие счастливые обстоятельства, при которых художник мог возвысить прекрасного юношу до Аполлона, а какую-нибудь Фрину или Лаису - до богини красоты, то все же этим еще не объясняются принятые художниками и возведенные в правило идеальные образы богов. Голова Юпитера, вероятно, так же не могла бы существовать в человеческой природе, как и гомеровский Юпитер никогда не жил в нашем реальном мире...

Ни один народ не мог бы иметь искусства греков, если бы у него не было и греческой мифологии, и поэзии... Гомер стал отцом прекрасного искусства греков, потому что он был отцом их прекрасной поэзии. Он внушил Фидию возвышенную идею его Юпитера, за которым последовали другие творения этого ваятеля богов" .

Принципиально важно здесь не столько прямое знакомство с мыслью Гердера, сколько иное понимание природы античного искусства, а в данном случае скульптуры, которая для Дельвига являет собой непосредственность в восприятии красоты. По- иному творчество Фидия раскрыто в философском диалоге Веневитинова "Анаксагор". В беседе двух греческих философов речь идет о возможности будущего "золотого века". По мысли Платона, возможность прихода "эпохи счастья" связана с эпохами развития самосознания, которое даст независимость и спокойное согласие с природой. В качестве примера обретения согласия с природой в процессе борьбы разума и чувства Платон приводит творчество Фидия: "Представим себе Фидаса, пораженного идеею Аполлона. В душе его совершенное спокойствие, совершенная тишина. Но доволен ли он этим чувством? Если б наслаждение его было полное, для чего он бы взял резец? Если б идеал его был ясен, для чего старался бы он его выразить? Нет, Анаксагор! Эта тишина - предвестница бури. Но когда вдохновенный художник, победив все трудности своего искусства, передал мысль свою бесчувственному мрамору, тогда только истинное спокойствие водворяется в душу его - он познал свою силу и наслаждается в мире, ему уже знакомом".

Таким образом, в искусстве великого скульптора Веневитинов ищет подтверждения своей мысли о единстве искусства и науки, о близости творчества и познания, столь характерной для шеллингианской философии искусства. "Скульптурный миф" ("идея Аполлона") служит начальным этапом трансцендентного развития самосознания творца.

Путь Дельвига был иным. Античность видится русскому романтику как патриархальный мир естественных чувств и поступков, в числе которых и создание произведений искусства. Именно поэтому возникает желание из скудных сведений о биографии греческого скульптора создать свой, более близкий образ, наделить Фидия той человечностью поведения, которая могла быть постигнута из чтения гомеровского эпоса.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Скульптурные мифологические оценки Дельвига . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Мифологические оценки Дельвига

Следующее сочинение из данной рубрики: О творчестве русских романтиков

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Скульптурные мифологические оценки Дельвига.