Сколько прав на землю?

Право на землю в России чрезвычайно вариабельно с точки зрения истории права в России вообще. То ограничиваясь, то вновь расширяясь права на землю постоянно изменялись, но все же некоторые из них оставались и остаются неизменными и по сей день - это право пользования землей. Оно оставалось неизменным со времен Киевской Руси до наших дней, и даже СССР не смог отобрать его у граждан. Но, все же возвращаясь к современному положению дел, следует определить не только право пользования, но и остальные составляющие института собственности - право владения и распоряжения и их варианты, а также институт собственности как таковой.

Итак, Конституция России статьей 9 установила, что “земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”. Частная собственность на землю означает, что субъектами ее могут быть граждане и юридические лица. При этом право граждан иметь в частной собственности землю дополнительно гарантируется статьей 36 частью 1 Конституции России - “граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю”. В соответствии с законодательством граждане могут иметь земельные участки для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного и жилищного строительства, строительства гаражей, предпринимательской деятельности. В этих случаях собственником земельного участка является гражданин.

Кроме того, граждане могут иметь земельные участки на праве общей собственности с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения долей (общая совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в общей совместной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников, а при его отсутствии устанавливаются судом по иску любого из собственников. Участник общей долевой собственности имеет право на выдел своей доли, а участник общей совместной собственности - на определение и выдел доли .

Помимо этого, на праве общей долевой собственности земельные участки могут принадлежать гражданам, имеющим в общей собственности дом, дачу или садовый домик.

Следует отметить, что термин “пользование” может иметь два значения: а) осуществление любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием земли, и б) осуществление права пользования как правомочия собственника. К термину “пользование” в его первом, более широком значении могут применяться такие понятия, как “условия пользования” и “порядок пользования”. В этом случае под условиями пользования понимаются правовые основания (титулы) использования земли: собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, а также способы приобретения земельных участков на указанных титулах. Под порядком пользования понимается совокупность прав и обязанностей всех субъектов, использующих землю, независимо от правовых титулов. Под правом пользования как правомочием собственника понимается право на хозяйственную эксплуатацию земель, которое в земельном законодательстве охватывается системой конкретных действий (поведения) по отношению к земельному участку. Вместе с тем, законодательство налагает на собственника ряд существенных обязанностей, связанных с реализацией его правомочия пользования, и в этом смысле вся деятельность собственника по использованию земельного участка подпадает под порядок пользования.

В соответствии с законодательством собственники земельных участков могут, в частности, самостоятельно хозяйствовать на земле: возводить жилые, производственные и иные строения и сооружения; использовать в установленном порядке для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; проводить мелиоративные работы и др. Собственники обязаны: осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; вести строительство по согласованию с соответствующими органами; не нарушать права других собственников, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами и др.

Особой правовой категорией в отношении земли является сервитут - право ограниченного пользования соседним участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Для сервитута установлен порядок регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. При этом для споров, связанных с установлением сервитута, Гражданский кодекс устанавливает судебный порядок их разрешения .

Реализуя право распоряжения земельном участком, граждане могут продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взносов в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов .

Что же касается юридических лиц, имеющих в собственности земельные участки, то они имеют право на заключать сделки - продавать, сдавать в аренду и сдавать в залог земельные участки, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ и кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями .

Государственная собственность на землю подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. “О федеральных природных ресурсах” определил ряд конкретных объектов федеральной собственности. К ним, в частности, могут относиться: земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для нужд обороны, безопасности страны, охраны государственной границы, а также для осуществления других функций отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, и др . Одновременно Указ предусмотрел, что к федеральной собственности могут относиться и другие природные ресурсы.

Муниципальная собственность на природные ресурсы - это собственность района, города, и входящих в них административно-территориальных единиц . Устанавливая субъекты муниципальной собственности, законодательство, однако, не определяет ее объектов, таким образом к объектам можно отнести и землю.

Следует отметить еще один вид образований - общественные организации, и пролонгируя их по правам юридических лиц можно сделать вывод, что им тоже принадлежит право собственности на землю.

Таким образом, в нашей стране существуют несколько форм собственности - государственная (федеральная), муниципальная и частная, равным образом охраняемых законом.

Земля, как указывалось выше, может находиться у субъектов права на землю на следующих титулах: праве пользования (бессрочного или временного), праве пожизненно наследуемого владения . При этом право распоряжения корреспондирует и праву пользования и праву владения, правда в разных объемах. Для права пожизненно наследуемого владения право распоряжения означает право субъекта передавать участок либо его часть в аренду или безвозмездное пользование, а также передавать эти права по наследству, но вот для субъектов постоянного пользования землей то же право распоряжения приобретает силу лишь при наличии согласия собственника земельного участка.

Установив формы собственности и виды прав на землю, следует отметить, что любые их нарушения ведут к возникновению спорных отношений, за исключением случаев преступлений и проступков, отнесенных к сфере уголовного и административного законодательства. Возникновение спорных отношений (в случае их не урегулирования простым соглашением) выливаются в спор, определенный во введении как земельный. Что же такое земельный спор и чем его отличительные особенности от других споров - гражданских и административных?

 

Там, где кончаются гражданские и административные споры и начинаются земельные.

На практике земельные споры нередко тесно пресекаются с имущественными, то есть гражданскими спорами. Это объясняется тем, что в методе регулирования земельных отношений пересекаются гражданско-правовые и земельно-правовые элементы. Поэтому необходимо отграничивать земельные споры именно от гражданских, а также от административных споров.

В основе разрешения земельных споров с гражданскими лежит разграничение земельных и гражданских отношений вообще.

В юридической литературе отмечалось, что одним из отличий земельного права от гражданского является метод защиты субъективных прав. Если гражданские права защищаются но в судебном или арбитражном порядке, то защита земельных прав осуществляется, как правило, в административном порядке. Однако с этим мнением согласиться нельзя, так как методы защиты земельных и гражданских прав может совпадать. Например, права землепользователей являющихся сособственниками строений, находящихся на городских землях, защищаются в судебном порядке, а имущественные (гражданские) права могут защищаться в административном порядке.

Поэтому отличительным признаком при отграничении земельных споров от гражданских является не метод защиты прав, а объект спорных отношений.

Так, используя землю в определенных законом целях, землепользователь производит материальные затраты, направленные на улучшение качества земли, на получение с используемых им земель максимального количества продукции (особенно в сельском производстве). Поэтому нарушение права землепользования в этих случаях наносит землепользователю прямой имущественный ущерб, о возмещении которого возникают гражданские имущественные споры. В подобных случаях в основе гражданского спора зачастую лежит земельный спор, разрешение которого предшествует гражданскому. И только на основании разрешения земельного спора можно разрешить гражданский имущественный спор.

Рассмотрим подробнее, как следует разграничивать земельные и гражданские интересы в данных видах споров.

Как уже отмечалось, полное или частичное прекращение права землепользования производится правомерными действиями. Наряду с этим, фактическому осуществлению права землепользования могут препятствовать неправомерные действия тех или иных лиц, что является нарушением данного права. Прекращение права землепользования правомерными действиями имеет место тогда, когда земли изымаются у одного землепользователя с целью передачи их другому землепользователю на законных основаниях. В подобных случаях изъятие земель может влечь за собой определенные имущественные последствия, выражающиеся в возмещении стоимости сооружений, посевов и насаждений, находящихся на изымаемых землях. Убытки, причиняемые при изъятии земель, отличаются от убытков, причиненных вследствие причинения вреда, ибо действия государственных органов, производящих изъятие земли, являются законными действиями, а убытки, причиненные изъятием земель для государственных и общественных нужд - правомерно причиненными убытками. Поэтому следует отличать споры о возмещении убытков, причиненных при изъятии земель для государственных и общественных надобностей, от споров о возмещении ущерба, причиненного нарушением права землепользования, например при самовольных захватах. Если в первом случае речь идет о таких убытках землепользователя, которые он понес в связи с правомерными действиями органов государственного управления, то во втором случае в виду возмещения ущерба, причиненного в результате противоправных действий лиц, привлекаемых в качестве ответчиков.

Земельное законодательство занимает совершенно четкую позицию в отношении гражданских прав землепользователей. Законодательные акты, регулирующие порядок изъятия и отвода земель, предусматривают возмещение землепользователям убытков, причиненных этим изъятием. Причем обязательства по возмещению убытков возложены законом на те учреждения и организации, которым отводятся земельные участки.

Однако законодательство не дает ответа на вопрос, каким образом и в каком объеме должны возмещаться убытки при неправомерном изъятии земель, то есть при самовольных захватах, что на практике порождает большие сложности. Представляется, что различия в правомерном и неправомерном нарушениях права землепользования имеют принципиальное значение для решения вопроса о возмещении убытков. Поэтому, прежде чем решить вопрос по существу о характере и размерах убытков, необходимо разрешить земельный спор по поводу законности или неправомерности изъятия земельного участка.

Все споры, связанные с возникновением указанных убытков носят гражданский характер и подлежат рассмотрению в судебном или арбитражном порядке, ибо объектом этих споров являются не земельные, а гражданские права землепользователей, нарушение которых лишь связано с нарушением земельного права.

К гражданско-правовым спорам относятся также споры, связанные определением размеров возмещения.

В некоторых случаях происходит совмещение гражданского и земельного споров в одном. В этом споре гражданин, у которого изымается земельный участок, является субъектом двух правоотношений. С одной стороны, он - субъект земельных правоотношений, так как сносимое строение возведено на земле, предоставленной ему в пользование, с другой стороны, с другой стороны он выступает как собственник данного строения и плодово-ягодных насаждений, находящихся на его земельном участке. Поэтому в подобных случаях возникают как споры, связанные с гражданско-правовыми последствиями этого изъятия, то есть споры об оценке сносимых строений и сооружений, споры, связанные с предоставлением новой площади, споры по поводу отказа соответствующих органов от возмещения ущерба.

Страницы: 1 2

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Сколько прав на землю? . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Как же разрешается земельный спор?

Следующее сочинение из данной рубрики: Очерки истории о земле и правах на нее

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Сколько прав на землю?.