Сказочная формула в щедринской сказке

Важно подчеркнуть мысль писателя о талантливости мужика, вообще простого народа. Именно преувеличения (в пригоршне суп варит, силок из волос делает) акцентируют внимание читателя на том, как умеет мужик трудиться. Можно напомнить и рассказы Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», И. С. Тургенева «Бежин луг», поэму Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и др. Дополняя высказывания нас, следует обратить внимание и на эпизоды сказки, заставляющие возмущаться безропотностью и покорностью мужика: «Какие чувства вызывает у вас то, что мужик сам плетет себе веревку? Каков иносказательный смысл этого эпизода?». Очень ценно, чтобы Читатели увидели в этом эпизоде и смех и горечь, сумели это понять, почувствовать.

Действительно, и сам автор, высмеивая рабскую покорность мужика, испытывает чувство боли, ибо смех, связанный с генералами и мужиком, разный — обличительный и горький. Это помогает учащимся понять авторскую позицию, которая выясняется в ответах нас на вопрос: «Как, по вашему мнению, сам автор относится к своим героям?» — и на дополнительный вопрос: «Одинаков ли смех, который вызывают разговоры р поступки генералов, и смех, который возникает при чтении эпизода, когда мужик плетет сам себе веревку?»

При внимательном прочтении текста школьникам становится ясно, насколько зло высмеивает автор никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая их неприспособленность и невежество, раскрывая их звериную сущность, одновременно гиперболизируя ловкость и находчивость мужика. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя, однако смех, который и является обличительным протестом, здесь горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью.

После ответов на вопросы особенно хорошо звучит в чтении нас концовка сказки, повествующая о том, как мужик выстроил посудину и доставил генералов на Подьяческую, как «отблагодарили» его генералы, выслав ему рюмку водки да пятак серебром: «веселись, мужичина!». Так исподволь автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их бездушие, безнравственность, несправедливость по отношению к народу и в то же время их полную уверенность в том, что все блага на земле принадлежали, принадлежат и будут принадлежать классу имущих.

Целесообразно направить внимание нас и на детали текста, например на переосмысление сказочных, привычных для народной сказки формул. Учащимся известна сказочная формула «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Сначала вспомним, когда и как появляется это сказочное выражение в народной сказке и в сказках писателей. В народной сказке «Иван — коровий сын» встречаем: «Стали жить да поживать, гулять да пировать. На том пиру я был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало...»

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, как и в народной сказке «Иван — коровий сын», сказочное выражение «мед-пиво пил...» также заключает сказку:

И никто с начала мира, Не видал такого пира. Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

А теперь просим нас найти это выражение в тексте щедринской сказки. Оно помещено не в конце сказки и имеет совсем иной смысл. Читатель поможет школьникам вспомнить, что в народной сказке эти концовки подчеркивают лишь то, что добро победило, зло наказано. Народ-сказитель не имеет в виду ни еду, ни застолье. Для рассказчика концовка лишь еще одна сказочная формула, привычная для завершения доброй сказки. У Щедрина — это еще и намек на то, что мужику, в отличие от генералов, действительно ничего «в рот не попало!», то есть что мужичина и унижен, и обездолен, и голоден. Грустно и правдиво звучит и другое сказочное выражение: «ни пером описать, ни в сказке сказать», которое также переосмысливается писателем-сатириком, подчеркивая трудолюбие и терпение мужичины: «...сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками».

Привычные сказочные формулы, переосмысляясь в сказке Щедрина, усиливают сатирическую направленность повествования, обнажая иносказание. Сказочная формула «мед-пиво пил...» в народной сказке, как убедились Читатели, обычно заканчивает сюжетную линию, подводит итог повествованию, говорит о благополучном и счастливом конце. В щедринской сказке она вдруг появляется в середине, подчеркивая, что мужик — созидатель всех благ на земле — более всего обделен этими благами. Следовательно, даже характерные для народной сказки слова и выражения пронизаны иронией, сатирической насмешкой над социальными пороками самодержавной России и помогают понять авторскую оценку героев и взаимоотношений между ними.

Читатели находят неприметные, на первый взгляд, слова, которые выявляют благодаря их ироническому употреблению истинное отношение автора к его героям. Например, описывая удивление генералов, оказавшихся на необитаемом острове, Щедрин как бы комментирует их слова и поступки: «...где мы! — вскрикнули оба не своим голосом»; «...подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита».

Читатель поможет сделать выводы о том, какова главная мысль автора: какие пороки генералов, а вместе с ними и всего класса эксплуататоров высмеивает сказка? «Салтыкову-Щедрину необходимо было создать такую картину, которая с наибольшей полнотой обнажала бы сущность изображаемого явления, показать социальный конфликт классов, типы угнетателей и угнетенных, подвести читателей к мысли о необходимости революционных преобразований в обществе»

Осмысляя на уроке то, что скрывается автором за той или иной деталью, какие социальные пороки вскрывает Щедрин с помощью смеха, Читатель подводит нас к пониманию роли смеха в художественном произведении.

В книге Д. Николаева о Щедрине говорится о той необычайной роли, которую выполняет смех в произведениях писателя: «Смех Щедрина имел огромное познавательное значение, ибо раскрывал обществу глаза на истинное положение дел. Он обнажал порок от «павлиньих перьев», в которые тот любил рядиться... имел громадное воспитательное значение, ибо приучал людей не мириться со злом. Он пробуждал в читателе чувство собственного достоинства и презрения к сильным мира сего. Он формировал в нем тягу к высоким гуманистическим и демократическим идеалам. Смех Щедрина играл выдающуюся революционизирующую роль, ибо способствовал пробуждению гражданского самосознания русского общества».




загрузка...