Роман «Обломов» и его значение для русской литературы

В 1859 году в журнале «Отечественные записки» публикуется роман И.А.Гончарова «Обломов».  По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля,  по композиционной завершенности и стройности роман —  вершина творчества писателя.  Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, — чистосердечен, мягок, у него не потеряно драгоценное нравственное качество — совесть. Уже на первой странице этого  произведения автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: «Душа так  открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом  движении головы, рук его».

Истории этой живой души  посвящен роман, в котором на примере жизни, от рождения до смерти, одного из многих представителей русского  дворянства автор пристально рассматривает современное  общество в нравственно-психологическом, философском  и социальном аспектах его существования. Не раз прозвучат похвалы тому, что в Обломове «дороже всякого ума:  честное, верное сердце!» Более того, окажется, что встреча  с Обломовым дала «уроки жизни» Ольге Ильинской, что  Штольц возвращался к нему, чтобы «в ленивой беседе  отвести и успокоить встревоженную или усталую душу...»,  что, наконец, само существование Ильи Ильича выявило  духовное богатство Агафьи Матвеевны Пшеницыной:  «...навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала,  зачем она жила и что жила не напрасно». 

Но трагическое звучание и содержание романа тем и  определяется, что сам герой, раздавленный гнетом всероссийской «обломовщины», «тихо и постепенно укладывался  в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».  Всем неспешным ходом повествования читатель побуждается к осознанию причин и сути совершившейся  трагедии. Широкая сюжетная экспозиция рисует картину  духовного запустения героя. Обломов не забывает о своем  помещичьем положении и никак не может освободиться от  сословного высокомерия.  Ничегонеделанье Обломова вовсе не невинно.

Конечно, лежащий на диване Илья Ильич привлекательнее, чем  надоедливые ничтожества, мелькающие перед Обломовым.  Но Добролюбов заметил: «Да пока лежит один, так еще  ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвеевич — брр! такая отвратительная гадость начинается около  Обломова. Его объедают, опивают, спаивают... разоряют  его именем мужиков... Он все терпит безмолвно». Как бы  предупреждая возможные восторги по поводу положительных качеств Обломова, Добролюбов делает вывод: «Нет,  нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще  по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас». 

Обломову в романе противопоставлен Андрей  Штольц. Первоначально он мыслился писателем как положительный герой. Автор мечтал, что со временем много  «Штольцев явится под русскими именами». Он пытался  соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость  и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью,  с философскими раздумьями о высоком предназначении  человека. Но это не получилось. Штольц — не положительный герой романа.

Его деятельность иногда напоминает  никчемную суету Петрова и Судьбинского из петербургского окружения Обломова. Его практицизм далек от высоких идеалов. В Штольце ум преобладает над сердцем. В  отличие от Обломова, он энергичный, деятельный человек.  Но по мере развития романа читатель убеждается, что  никаких широких идеалов у Штольца нет, что практика его  направлена на личное благополучие и мещанский комфорт.  Главная сюжетная ситуация в романе — взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь  Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека  через его интимные чувства, его страсти. В свое время  Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на  сильное чувство любви, раскрывается его общественная  несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а еще более закрепляет его.

Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра.  Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича,  к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя  жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нем  свойства непосредственности, которая затем вылилась в  сильный душевный порыв, в страсть.  Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается  активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени.

Но Илье Ильичу далеко до  естественности Ольги, свободной от многих житейских  соображений, посторонних и враждебных любовному чувству. Чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро развеиваются  у Обломова. Разрыв между ними естествен: слишком несхожи их натуры. Дороже романтических свиданий оказались для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спит безмятежно человек» — вот каким видится Илье  Ильичу идеал существования. 

Жизнь Ильи Ильича в доме Пшеницыной оказалась  непродолжительной, ненормальной, нездоровой. Обломов  стал быстро идти навстречу своему вечному сну — смерти.  Так Гончаров произнес приговор обломовскому идеалу.  После выхода в свет роман стал предметом активного  критического внимания. В статье «Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбов писал о том, что Илья Ильич Обломов — «коренной народный наш тип», символизирующий  лень, бездействие и застой всей крепостнической системы  отношений.

Он — последний в ряду «лишних людей» —  Онегиных, Печориных. Бельтовых и Рудиных. В Обломове   типичный комплекс «лишнего человека» доведен до парадокса, до логического конца, за которым — распад и гибель  человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех  своих предшественников вскрывает корни обломовского  бездействия.  «Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но  гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний  не от собственных усилий, а от других, — развила в нем  апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.

Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг  в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет  ни малейшей возможности провести между ними какую-то  границу... Он раб своего крепостного Захара, и трудно  решить, который из них более подчиняется власти другого.  По крайней мере — чего Захар не захочет, того Илья Ильич  не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то  сделает и против воли барина, и барин покорится...»  Поэтому и слуга Захар в известном смысле «барин» над  своим господином: полная зависимость от него Обломова  дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — «праздность и  покой» — является и мечтой Захара.

Они оба — дети  Обломовки.  Л.Н.Толстой писал: «Обломов» — капитальная вещь,  какой давно, давно не было... Но что приятнее... это что  Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике».  В этом романе было нечто вечное, имеющее высокий  духовный и общечеловеческий смысл. Не случайно он  сразу возбудил в читателях потребность говорить о таких  понятиях, как народность, национальность, о проблемах  добра и зла в их противоборстве, о традициях и об истоках,  об «уме» и «сердце».  Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: «... пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить  Обломова». 

ОБРАЗ АВТОРА — способ авторского существования в  пределах произведения, концентрированное воплощение  сути произведения. Образ автора не тождествен образу  повествователя или образу рассказчика. Он объединяет всю  систему образов произведения — и персонажей, и рассказчика. Первый опыт создания образа автора в русской  литературе принадлежит А.С.Пушкину («Евгений Онегин»). 

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ - не персонифицированный в облике какого-либо из действующих лиц образ —  носитель повествования в художественном произведении.  Образ повествователя проявляет себя только в речи, выражающей отношение последнего к людям и событиям.  Образ повествователя нельзя отождествлять с образом автора, так как это приводит к отождествлению языка, характеризующего образ повествователя, и самого писателя. У  одного и того же автора образы повествователя могут быть  различны в разных произведениях, как, например, у  М.Горького в «Старухе Изергиль» и в «Коновалове». 

ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА — условный образ человека, от  лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик  в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда — его  нет в случае «нейтрального», «объективного» повествования. (Петр Андреевич Гринев в «Капитанской дочке»,  холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из  «Героя нашего времени» и добродушный Максим Макси-  мыч из «Бэлы»).  ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ - календарные, свадебные  песни, плачи-причитания и другие произведения фольклора, используемые при совершении бытовых обрядов. 

ОДА — жанр лирической поэзии, в классицизме — торжественное прославляющее произведение. В XVI-XVIII  веках — жанр высокой лирики (М.Ломоносов, Г.Державин).   

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Роман «Обломов» и его значение для русской литературы . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Патрик Зюскинд, автор «Запахов» («Парфюмер»)

Следующее сочинение из данной рубрики: Социально-психологический роман «Господа Головлевы»

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Роман «Обломов» и его значение для русской литературы.