Роль эпизода “Удивительное происшествие” в романе М.А.Булгакова “Белая гвардия”

Есть произведения, удерживающие внимание лишь движением сюжета, динамизмом действий. Они легко читаются и тут же забываются. Но есть иные книги, заставляющие думать и размышлять. Именно они становятся верными спутниками жизни. К их числу я отношу роман М.Булгакова "Белая гвардия".

М.Булгаков – очень откровенный писатель. Его книги переполнены собственными переживаниями. А душа писателя – это океан мудрости и любви. Булгаков удивительно тонко и ненавязчиво стремится приблизить читателя к потоку своих размышлений, а также раздумий своих героев.

В романе "Белая гвардия" главной задачей для художника стал показ мироощущения героя, ставшего свидетелем крушения прежнего мира, ломки традиционных устоев. Очень важно для автора было также показать не столько исторические события, сколько их нравственную составляющую. Мне кажется, что эти темы лежат в основе эпизода, которому я дала название "Удивительное происшествие…"

Почему я выбрала такое название? Во-первых, эти слова принадлежат одному из главных персонажей эпизода - Николке Турбину. Именно его глазами мы видим все происходящие события. Так он охарактеризовал появление в доме нового жильца.

Во-вторых, название звучит одновременно и серьезно, и юмористически. Именно такое настроение возникает при чтении данного фрагмента.

Данный эпизод , по-моему, помогает лучше понять авторскую позицию. Для Булгакова дом с его устоями – это всегда незыблемая нравственная опора. Благодаря этому эпизоду читатель видит удивительное духовное единение автора со своими персонажами.

Именно здесь, в 11 главе, начинают разрушаться идеалы и иллюзии прежних светлых лет, которыми жили герои. Они начинают прозревать и понимать, что по-прежнему жить нельзя.

В этом фрагменте нашла отражение одна из важных идей М.Булгакова: "Надо безбоязненно глядеть в будущее."

Именно с этих позиций я и хочу рассмотреть эпизод " Удивительное происшествие…"

Ему предшествует ряд очень важных событий, которые лучше помогают понять душевное состояние героев. Дивизия распущена, она не может отстоять Город, защищать нечего и некого. Но об этом не знают юнкера. "Повинуясь телефонному голосу, унтер-офицер Турбин Николай вывел двадцать восемь человек юнкеров и через весь Город провел их согласно маршруту." Для Николки это был тот самый " момент , когда можно быть героем". Он был готов защищать до последнего свой Город, свой Дом, свою Семью. Но произошло "чудовищное". Город оставлен, сдан без боя, в панике бегут войска. Полковник Най-Турс ценой своей жизни спасает юнкеров от неминуемой гибели. Его смерть потрясла Николку, ему стало безумно страшно. Как загнанный зверь мечется младший Турбин в поисках спасения и понимает, что Город и люди становятся чужими. Вот дворник Нерон готов сдать его петлюровцам, вот раздаются со всех сторон голоса :"С офицерами расправляются так им и надо". Эти события можно назвать переломными в жизни героя. Остается одно спасение – Дом. но и здесь нет покоя : брат Алексей еще не вернулся.

Ночью Николка вырезает большой крест и надпись на двери о смерти полковника Най-Турса. Так начинается эпизод. Заканчивается он тем, что доктор, обследовав и дав лекарство Алексею, обещает никому не говорить о его ранении и удаляется.

Эпизод начинается ночью. И это не случайно. Ведь ночь – это воплощение жизненных начал, это особое состояние, когда стихия жизни раскрывается в бессознательно импульсивных движениях. Заканчивается эпизод уже днем . За это время в доме Турбиных случается два очень важных события: возвращается пропавший Алексей и появляется новое лицо – кузен из Житомира., который рассказывает о своей жизненной трагедии. Таков сюжет эпизода.

Главным действующим лицом данного фрагмента является Николка Турбин – юнкер семнадцати с половиной лет. Мы видим его в начале эпизода подавленным и одиноким. Ему совсем недавно пришлось заглянуть в глаза смерти, на его глазах геройски погиб полковник Най-ТурсНе случайно ,придя домой, юноша на двери вырезает перочинным ножом понятную только ему и важную только для него "изломанную надпись". Но он помнит и о том, как тяжело сестре Елене, которая переживает за старшего брата, до сих пор не вернувшегося домой. И все-таки эмоциональное напряжение берет свое. Он "заснул как мертвый, одетым, на кровати". Это завязка эпизода.

А дальше - сон Николки. "Сны играют для меня исключительную роль",- писал М.Булгаков Для автора – это время осмысления сути жизни, ее внутренних сторон и движений. Соотнося реальность с идеальными представлениями, они в символической форме раскрывают истину. Не случайно Николка видит во сне паутину. Это символ" смутного времени", знак запутанности, сложности, беды. Писателю очень важно, чтобы читатель обратил внимание на этот образ, поэтому он использует повтор. Кругом паутина, которая "нарастает и нарастает", "подбирается к самому лицу". Она может окутать так, что не выпутаешься, задохнешься. Главное выбраться. Ведь впереди – целые равнины чистейшего снега. Этот образ воспринимается как символ нравственной устойчивости, свободы, бесконечности. Белый цвет символизирует чистоту и истину. Булгаков связывает также с этим цветом свои представления о вечных ценностях: о доме, семье, Родине.

То состояние, которое испытывает герой, Булгаков очень точно передает при помощи метафоры " кошмар уселся лапками на груди".

И еще один образ сопровождает сон Николки – свист. Звуковой фон тоже значим: все звуки, доносящиеся до героя, несколько приглушены и размыты. Аллитерации ( СвиСт – Снег -Самое- Сквоз(С) – нараСтает – подбирается (Ца) – к Самому – лиЦу…) помогает услышать свист и вой ветра.

Таким образом, микроэпизод "Сон Николки" еще раз подчеркивает одиночество героя, усталость и разбитость. Помогает понять смысл происходящего не только персонажу , но и читателям, предвидеть последующие события, связывает автора с героем. Мы чувствуем постоянное присутствие писателя. Оно и в прямых высказываниях ("Оригинально спится, я вам доложу!"), и в эмоциональном синтаксисе ( обилие восклицательных по интонации предложений, многоточие завершает предложение).

Сон-показатель внутренней двойственности героя. В душе его конфликт между жестокой реальностью и теми нравственными понятиями и законами, которые управляют жизнью человека, по которым он жил и хотел бы жить дальше.

Голос сестры будит Николку. Но он находится в каком-то промежуточном состоянии между дремотой и сном, когда еще чувствуется свет разума, но власть уже отдана подсознанию. Поэтому он не сразу понимает, что происходит, но уже слышит "скорбный голос, полный внутренних слез". Так в роман входит новый герой.

Мы видим его глазами Николки. На фоне драматических событий в семье Турбиных перед нами предстает неловкий, но добрый молодой человек, которого Елена называет Илларион Ларионыч, сам он представляется братом из Житомира, а в письме мать называет его Лариосиком.

. Так как Николка находится на грани яви и сна, новый человек для него –" видение". Автор упорно повторяет это слово. Оно символично. Незнакомец как будто появляется из другого мира ,чем-то напоминающего ушедший, старый. Казалось бы , портрет "видения" должен быть расплывчатым, неопределенным. Но этого не происходит. Используя прием контраста, автор создает достаточно четкое представление о внешности героя: "Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы… Несомненно, оно было молодо, видение-то, но кожа у него на лице старческая, серенькая, и зубы глядели кривые и желтые."

Нового персонажа сопровождают черный и коричневый цвета. Это не случайно. Они подчеркивают трагичность его судьбы. Несколько раз упоминает автор и желтый цвет. Это символ болезненности. Но и в цветовой гамме наблюдается контраст. В руках незнакомца черная клетка с черным платком и голубое письмо. Контрастное сочетание черного и голубого не только подчеркивает трагедию персонажа, но и передает трагизм времени. Неизвестный протягивает Николке голубое конверт, в котором письмо, написанное на нежном небесном листике. Автор тем самым снижает трагичность ситуации. Да и сам текст письма об "ужасном ударе", который постиг Лариосика, воспринимается как ирония.

Наше внимание привлекает привезенная "видением" птица. Канарейка – символ жизни, радости, беззаботности. По словам нового героя, "птица – лучший друг человека. Она никому не делает зла". Незнакомец не понимает, какие трагические события происходят в доме. Кажется, что занят лишь собой, своими проблемами, забывает сказать о самом главном, что Алексей жив, и прибыл вместе с ним, что ему нужна помощь. Но, тем не менее, он симпатичен автору и читателям. Привлекает его эмоциональность, романтичность . Для Николки пока это "видение"," неизвестный", но читатель уже обратил внимание на его открытость, чистосердечность, наивность, беспомощность, неловкость. . Автору нужен был именно такой герой, так он выражает очень важную авторскую мысль: несмотря на трагические события, сопровождающие переломную эпоху, определяющими всегда остаются нетленные нравственные ценности.

Я думаю, что сюжетная роль Лариосика – показать, что жизнь богата , разнообразна, она продолжается несмотря ни на что. Новый герой вносит в дом Турбиных оптимизм и надежду.

"Ваш брат прибыл вместе со мной",- ответил удивленно неизвестный." Я думаю, именно эта фраза - кульминация эпизода. Все зашевелилось, мир, страшный, трагичный, вновь обрушился на Николку.

Голос Елены окончательно выводит его из состояния сна. Мастерски всего в одном предложении показывает автор состояние взволнованности героя, используя глаголы совершенного вида ("уронил" "полетел", "замер").

В следующем микроэпизоде мы видим Алексея. Особое значение здесь играет цвет. Он создает устойчивый эмоциональный мотив, мелодию образа. Черный цвет -. это символ зла, скорби, хаоса, нарушения гармонии.("Черное чужое пальто"," черные чужие брюки").Кровь, ранение Алексея отражается в красно- черных тонах. Эта цветовая гамма появляется тогда, когда важные для автора ценности оказываются под угрозой. Состояние Алексея подчеркнуто не только символикой цвета. Повторы ( "чужое пальто", "чужие брюки", "бледно -синеватая бледность") помогают ярче увидеть всю трагическую реальность происходящего.

Обратим внимание на одну важную деталь, о которой Булгаков говорит как бы вскользь: неизвестный обрушил с буфета посуду. "По осколкам все бегали и ходили с хрустом взад и вперед." Столовой сервиз -это семейная реликвия, символ уюта и покоя. Трагическим лейтмотивом звучит тема крушения прежней жизни, взглядов и убеждений. Старый мир рушится. Но жить нужно.

Завершается эпизод разговором Елены с доктором. Из этого микроэпизода мы видим, что Булгаков продолжает отстаивать свою модель мироздания – дом, который должен противостоять ветрам и бурям. Город – символ безнравственности, предательства. распада устоев.Из него бегут, его боятся. Так было с Николкой. Дома все иначе. Поэтому становится понятным поведение доктора. Он порядочный человек, он не может здесь быть другим, поэтому за работу он не берет деньги, дает обещание приехать вечером ,прекрасно понимая, чем это грозит в теперешнее время. И только речь доктора выдает его волнение, страх Писатель использует для передачи душевного состояния героя неполные предложения, прием умолчания, они позволяют острее понять чувства героя.

Финал все-таки звучит оптимистично. У Турбиных есть прочная основа – умение держаться вместе, беречь и уважать друг друга., бескорыстие, честь и достоинство.

Данный эпизод помогает мне еще лучше понять неповторимый авторский стиль М.Булгакова. Неизбежная трагедийность событий сочетается у него с добрым юмором. Отчетливо слышен голос автора, полный внутренней боли и лиричности. Особо хочется отметить и такую черту стиля автора – точный выбор слов, лаконизм. Близкие автору герои даны как бы изнутри, хотя одновременно дана и их трагедия.

В данном эпизоде особенно ярко проявилась еще одна черта дарования писателя. Критики отмечали, что тех, кому писатель симпатизирует, легко узнать. Рассказ о них, как бы драматично ни складывались события, ведется с юмором. Это мы видим в миниэпизодах "Пробуждение Николки"и "Появление нового героя ".

Эпизод "Удивительное происшествие…" расширяет и углубляет представление о внутреннем мире героев. Николка Турбин – человек мужественный, готовый сделать все ради близких . Но одновременно мы видим, что он тактичный, внимательный, поможет любому, кто нуждается в его помощи, он даже забудет о своих неприятностях, но никогда не обидит человека. Эти качества Булгаков глубоко ценил в людях.

Кроме того, здесь автор с особой силой утверждает свою точку зрения на семью. Он еще раз подчеркнул, что семья – целое, неделимое, особый мир людей, в котором заключено все самое хорошее и светлое. И только семья, скрепленная узами любви, сочувствия и сострадания способна противостоять разрушающему влиянию времени.

Основной же смысл эпизода , мне кажется, заключается в показе "тех тайных изгибов, по которым бежит и прячется душа человеческая".

Ученик 11 а класса Хмара Максим

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Роль эпизода “Удивительное происшествие” в романе М.А.Булгакова “Белая гвардия” . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Роль эпизода «Ночь в Марьино» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Следующее сочинение из данной рубрики: Особенная учительница

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Роль эпизода “Удивительное происшествие” в романе М.А.Булгакова “Белая гвардия”.