Реализм Теккерея и реализм Диккенса

Уильям Мейкпис Теккерей был сыном офицера колониальных войск Британской Империи и принадлежал к привилегированным слоям английского общества. После окончания Чартерхауса он поступил в Кембриджский университет, но степени не получил, так как карьера госслужащего не привлекала его. Он хотел заниматься только искусством, поэтому и отправился во Францию, которая всегда считалась Меккой художников, особенно живописцев. Странствования по Европе (Франция, Германия, Италия) закончились истощением банковского счета, который остался от родителей, и необходимостью зарабатывать деньги. Теккерей возвращается в Лондон и начинает заниматься журналистикой, которая и станет основным делом его жизни. Он избрал себе довольно суровое эстетичное кредо - «Правда не всегда является приятной, но лучше правды нет ничего».

Реализм Теккерея, в отличие от реализма Диккенса, не имеет благосклонности к романтической эстетике. По выражению Шарлотты Бронте, он - «не романтический, как утро понедельника». Произведения Теккерея меньше всего похожи на сказку. Это ироническая, аналитическая и суровая проза. Поэтому Теккерея считают наследником английских просветителей ХVIII ст. (Свифта, Филдинга, Стила, Аддисона ), которые демонстрировали ехидный, резкий, как скальпель хирурга, взгляд на свою предрасположенную к чванству родину.

Много лет Теккерей работал в сатирическом журнале «Панч» ( Punch ), где вместе с ним высмеивали недостатки Англии Томас Гуд и Дуглас Джерралд. Популярность ему принесли пародии, в которых он «издевался» над эпигонами романтизма и противопоставил их творчеству свою неприятную, но полезную правду. Особенно доставалось от Теккерея авторам коммерческих или «салонных романов». Весьма популярными были тогда так называемые «романы серебряной ложки» (о жизни аристократов ) и романы «ньюгетской школы» (Ньюгет - знаменитая лондонская тюрьма, которой сейчас не существует ), в которых преступный мир подавался нередко в привлекательном, рыцарско-благородном виде.

«Записки Желтоплюща», «В благородной семье» являются насмешкой над теми читателями, которые любят светскую личную хронику. Желтоплющ - лакей, который служит в аристократическом доме. Он подсматривает и подслушивает, прячась за шторами, заглядывая в дверные скважины. А потом присылает полученную «информацию» в журнал, где последняя и публикуется. Паскудность Желтоплюща контрастирует с авторским сарказмом и навеки отбивает желание когда-нибудь читать «желтую печать».

«Кэтрин», «История Сэмюэля Титмарша и знаменитого бриллианта Хоггарта» - пародии на «ньюгетский роман». Теккерей снимает с преступного мира не только покрывало благородства, а и покрывало таинственности. Преступный мир в романах Теккерея выступает таким, каким он есть - корыстолюбивым и аморальным. Теккерей-Сатирик не сетовал не только бульварную литературу, а и британскую монархию. В стихе «Георги» («Georgies» ) он создает сатирическую картину «букета Георгов» : Георга I, который «искусства ненавидел», Георга II, «жадины и спекулянта», Георга III, который «умом был слабоват, но англичанин - от головы до пят», и Георга Последнего, т. е. IV, который прославился кулинарными и портняжными способностями. Теккерей его иначе, как «поваром» не называл.

Сатира Теккерея всегда была справедливой. Он иронизировал не только над современной Англией, а и над собой. «Книга снобов, которая была написана одним из них» (1847) ярко об этом свидетельствует. Старинное английское слово «snob» когда-то имело значение «ученик ремесленника», т. е. «подмастерье». Когда Теккерей учился в Кембридже, слово «сноб» на студенческом жаргоне означало «подхалим». Так презрительно называли тех, которые старались стать товарищами более знатных и более зажиточных студентов, унижаясь при этом. Студент Теккерей «снобом» не был, но явление это запомнил и позднее осмыслил его как национальную английскую черту. А так как от своей нации отказываться он не собирался, то вынужден был назвать «снобом» и себя самого. Современное понимание слова «сноб» (тот, кто с презрением относится к простым людям) происходит от книги Теккерея.

«Книга снобов» представляет собой ряд очерков, которые показывают типичных представителей английского общества в их национальном, снобистском проявлении.

«Книгу снобов» можно считать прологом к известнейшему произведению Теккерея «Ярмарка суеты» (1847 ).

Название книги включает роман в традицию английской религиозной литературы. Проповедник ХVII ст. Джон Беньян, участник Большого Бунта 1648 г., находясь в тюрьме после революционных событий написал знаменитую книгу-проповедь «Путь богомольца», в которой в духе средневекового жанра «видения» рассказал о призрачном городе (в котором легко узнать Лондон), куда попадает благочестивый богомолец по дороге в Рай. В этом месте земного Ада находится Ярмарка Суеты, где мужья продают жен, жены – мужей, дети - родителей, а родители - детей. И все ради единственной цели - получить деньги. Причем человеческие души и ценные вещи здесь оцениваются приблизительно одинаково.

Ярмарку Суеты Беньян назвал Vanity Fair. Такое же самое название имеет роман Теккерея, и перевести этот английский фразеологизм, который в современном языке означает ячейка греха, можно по-разному: „базар жизненной суеты», «ярмарка греха», «спектакль пороков», и т. п. «Спектаклем пороков» Теккерей называет современную ему Англию, где «мазурики лазают по карманам, полисмены следят, шарлатаны... живо призывают публику».

Роман имеет не только много значащее название. Он имеет не менее значащий подзаголовок: «Роман без героя». Персонажи романа, который имеет религиозное название и приводит в удивление не религиозностью своего содержания, не достойны не только определение героя, они не являются достойными и определения характера. Современные англичане, согласно пониманию писателя, - просто куклы, марионетки, которых он дергает за ниточки, а они танцуют, любят, едят, пьют, рождаются и умирают. Себя самого автор (кстати, талантливый художник) изобразил на обложке в виде балаганного клоуна, «жалкого перестарка», который веселит не менее жалкую публику.

Герои романа, также, как и зрители, балаганного спектакля, а за ними и читатели, существуют в этом мире по принципу «суеты сует», по законам базара, где уважение к человеку определяется объемом его капитала, где «дорогой выезд означает больше, чем счастье». Таким образом, Базар приобретает значение реалистического символа современного мира, который, по определению писателя, является «местом суетным, злым, бесноватым, полным всяких мошенничеств, фальши и представлений.

Откуда же в таком месте взяться герою? Хотя поиски привели писателя, хоть и не к герою, но к героине. Ребекку Шарп (от англ. sharp - быстрый, резкий, хитрый, острый) он избрал героиней своего романа, скорее из-за того, что она, хотя и является законченной снобкой, но все ж таки, выглядит живой рядом с полусонной Эмилией Седли (от англ. sadly - грустно) и другими представителями английского общества.

Ребекка является единственным живым существом этого романа, хотя при взгляде на нее становится страшно: у нее есть ум, но он служит только амбициозной направленности ее личности, у нее есть энергия, но она направлена на то, чтобы прорваться в верха общества, у нее есть обворожительность, но обворожительность продается (правда, дорого). В ее зеленых глазах нет ни любви, ни доброты, там есть только страстное желание стать вровень с теми, на кого бедная сирота обречена смотреть снизу вверх.

Ребекка проходит через разные слои общества, она поднимается все выше и выше, и мы проходим вместе с ней тем же путем, наблюдая обычаи сначала буржуа, потом аристократов. Таким образом изображается неутешительная картина британского общества.

Судьбы отдельных персонажей связаны с последствиями битвы при Ватерлоо, которая состоялась 15 июня 1815 г., и в результате которой армия Наполеона потерпела поражение под давлением британского и прусского войска. Таким образом, Теккерей показывает историю, не с лицевой стороны, а с обратной, он определяет свое место «среди тех, кто не воюет « и показывает, как выдающееся историческое событие отображается на судьбах обычных людей.

Сын Эмилии остался сиротой в результате битвы при Ватерлоо, отец, мистер Седли, разорился в результате государственного переворота во Франции. Маленькие люди часто не понимают смысла больших исторических событий, им не хватает на это ума, но история, все равно, властно вмешивается в их маленькую жизнь.

«Ярмарка Суеты» не является последним произведением Теккерея. «История Пенденниса» (1850), «Ньюкоми» (1855), «История Генри Эсмонда» (1852), «Вирджинцы, или повесть из жизни прошлого столетия» (1859) демонстрируют мастерство Теккерея-Реалиста и сатирика.

Роман «Ньюкоми» сближает Теккерея с реализмом новой волны. «Ньюкоми. Записки весьма респектабельного семейства» на автобиографическом материале осмысливают разницу между отдельными историческими эпохами через изображение характеров представителей разных поколений. Отец Теккерея умер, когда сыну было шесть лет. Уильям плохо помнил его. Но уважал память молодого офицера колониальных войск, который всю свою короткую жизнь посвятил Британской короне. Художник Клайв, главный герой «Ньюкоми» (от англ. newcomers - новоприбывшие) отображает не только внутренний мир Теккерея. Он является отражением внутреннего мира художников новой волны, которые уже не имеют четкой социальной цели, а создают, скорее инстинктивно, чем по осмысленному желанию превратить мир в лучший.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Реализм Теккерея и реализм Диккенса . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Античная тема в «восточной поэме» Байрона в «Осаде Коринфа»

Следующее сочинение из данной рубрики: «Цветы зла» посвящены основателю теории «искусства ради искусства» Теофтлю Готье

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Реализм Теккерея и реализм Диккенса.