Размышление на тему: Доблесть, честь и достоинство

Детство осталось позади, и у нас уже начинают сформировываться совсем другие, новые взгляды на жизнь. Теперь мы видим жизнь со всеми её плюсами и минусами, которые искажают наше детское представление о доблести, чести и достоинстве, подчеркивают нашу индивидуальность, но, к сожалению, не всегда в нужном и правильном направлении.

Но что же всё-таки такое доблесть, честь и достоинство?

  • «Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твёрдостью духа. Его ноша тяжела и путь его долог. Человечность – вот ноша, которую несёт он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?»
  • Конфуций
  • «Доблесть – всегда сознавать последствия наших поступков,
  • Доблесть – всегда разбирать, где честь, где право, где польза,
  • Что хорошо и что нет, что гнусно, бесчестно и вредно .»
  • Луцилий Гай
  • «…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…»
  • Аристотель

 Если же верить высказываниям великих ораторов и мыслителей, проверенных на опыте несколькими поколениями, то можно сказать, что человек создан не только для того, чтобы приумножить свой род, или построить дом, а для того чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра, благодеяния и заботы. А вот в этом и заключается смысл слов доблести, достоинства и чести.

 И я уверенна, что если мы научимся достойно выходить из ситуаций, с честью и доблестью, то это значит, что мы прожили правильную жизнь и внесли свой вклад прогрессирование великого человеческого рода.

Борьба добра и зла, лихорадочное стремление обрести смысл жизни, решить для себя, в чем нравственные принципы поведения человека, на что должна опираться совесть человека, содержится ли истина в религиозной вере или атеистическом безверии — таков круг вопросов, которые ставят многие писатели, поэты, философы.

Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины. Это чутко воспринял и точно выразил Н. А. Бердяев: «В русской литературе у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих произведениях она проникнута религиозной мыслью. Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры».

Вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время — «добро и зло» очень ярко выражена в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». С этой темой мы встречаемся уже на первых страницах повести «Майская ночь, или Утопленница» — самой красивой и поэтической.

Действие в повести происходит вечером, в сумерки, между сном и явью, на грани реального и фантастического. Изумительна природа, окружающая героев, прекрасны и трепетны чувства, испытываемые ими. Однако в прекрасном пейзаже есть нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие злых сил совсем рядом. Что это? Здесь произошло дикое зло, зло, от которого даже дом внешне изменился.

Отец под влиянием мачехи выгнал родную дочь из дома, толкнул на самоубийство.

Но зло не только в страшном предании.

Оказывается, у Левко есть сильный соперник. Его родной отец. Человек жестокий, злобный, который, будучи Головой, обливает на морозе людей холодной водой. Левко не может добиться у отца согласия на брак с Галей. На помощь ему приходит Чудо: панночка, утопленница, обещает любую награду, если Левко поможет избавиться от ведьмы.

Панночка обращается именно к Левко за помощью, так как он добр, отзывчив на чужую беду, с сердечным волнением слушает он печальный рассказ панночки.

Левко нашел ведьму. Он узнал ее, так как «внутри у ней виделось что-то черное, а у других светилось».

И сейчас, в наше время, у нас живы эти выражения: «черный человек», «черное нутро», «черные мысли, дела». Когда ведьма бросается на девушку, на лице ее сверкает злобная радость, злорадство. И как бы ни маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать. Идея дьявола, как олицетворенное воплощение злого начала, волнует умы людей с незапамятных времен. Она нашла отражение во многих сферах человеческого бытия: в искусстве, религии, суевериях и так далее. В литературе эта тема тоже имеет давние традиции. Образ Люцифера — падшего, но не раскаявшегося ангела света — словно магической силой притягивает к себе неудержимую писательскую фантазию, каждый раз открываясь с новой стороны.

Например, Демон Лермонтова — образ человечный и возвышенный. Он вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление.

Демон у Лермонтова — это воплощение абсолютного одиночества. Однако он не сам добивался его, добивался безграничной свободы. Напротив, он одинок поневоле, он страдает от своего тяжелого, как проклятие, одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Низвергнутый с небес и объявленный врагом небожителей, он не смог стать своим в преисподней и не сблизился с людьми.

Демон находится как бы на грани разных миров, и поэтому Тамара представляет его следующим образом:

  • То был не ангел-небожитель,
  • Ее божественный хранитель:
  • Венок из радужных лучей
  • Не украшал его кудрей.
  • То не был ада дух ужасный,
  • Порочный мученик — о нет!
  • Он был похож на ветер ясный:
  • Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!..

Демон тоскует по гармонии, но она недоступна для него, и не потому, что в его душе гордыня борется с желанием примирения. В понимании Лермонтова гармония вообще недоступна: ибо мир изначально расколот и существует в виде несоединимых противоположностей. Даже древний миф свидетельствует об этом: при создании мира были разъединены и противопоставлены свет и тьма, небо и земля, твердь и вода, ангелы и демоны.

Демон страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Они отражаются в его душе. Он всемогущ — почти как Бог, но им обоим не под силу примирить добро и зло, любовь и ненависть, свет и мрак, ложь и правду.

Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, мир, основанный на борьбе противоположностей, не может быть справедливым. Утверждение справедливости для одной стороны всегда оказывается несправедливостью с точки зрения другой стороны. В этой разъединенности, рождающей ожесточенность и все остальное зло, заключена всеобщая трагедия. Такой Демон не похож на своих литературных предшественников у Байрона, Пушкина, Мильтона, Гёте.

Образ Мефистофеля в «Фаусте» Гёте сложен и многосторонен. Это Сатана — образ из народной легенды. Гёте придал ему черты конкретной живой индивидуальности. Перед нами циник и скептик, существо остроумное, но лишенное всего святого, презирающее человека и человечество. Выступая, как конкретная личность, Мефистофель в то же время является сложным символом. В социальном плане Мефистофель выступает как воплощение злого, человеконенавистнического начала.

Однако Мефистофель символ не только социальный, но и философский. Мефистофель — воплощение отрицания. Он говорит о себе: «Я отрицаю все —// И в этом моя суть».

Образ Мефистофеля необходимо рассматривать в неразрывном единстве с Фаустом. Если Фауст — воплощение созидательных сил человечества, то Мефистофель представляет символ той разрушительной силы, той разрушительной критики, которая заставляет идти вперед, познавать и творить.

В «Единой физической теории» Сергея Белых (Миасс, 1992) можно найти слова об этом: «Добро — это статика, покой — это потенциальная составляющая энергии... Зло — это движение, динамика — кинетическая составляющая энергии». Господь именно так определяет функцию Мефистофеля в «Прологе на небесах»:

  • Слаб человек: покорствуя уделу,
  • Он рад искать покоя, — потому
  • Дам беспокойного я путника ему:
  • Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу.

Комментируя «Пролог на небесах», Н. Г. Чернышевский в своих примечаниях к «Фаусту» писал: «Отрицания ведут только к новым, более чистым и верным убеждениям... С отрицанием, скептицизмом разум не враждебен, напротив, скептицизм служит его целям...» Таким образом, отрицание — это лишь один из витков прогрессивного развития.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Размышление на тему: Доблесть, честь и достоинство . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Размышление на тему: Свет и тень, добро и зло

Следующее сочинение из данной рубрики: Что такое истина, грех и добродетель?

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Размышление на тему: Доблесть, честь и достоинство.