Пунктуация обособленных членов предложения

В старших классах идет интенсивное речевое развитие учащихся, и этому способствует язык школьных учебников . Это язык науки, основными чертами которого являются точность слова и логичность мысли, последовательность ее изложения, информативная насыщенность предложений при небольшом объеме текста - "сжатая полнота", достигаемая использованием таких средств языка, и прежде всего синтаксических, которые позволяют кратко передавать базовые смыслы.

Сложные синтаксические конструкции с простыми частями, осложненными определительными, деепричастными, присоединительными и другими оборотами, часто встречаются в научном стиле речи, который активно осваивают старшеклассники, поскольку в своей учебной деятельности они и воспроизводят научную информацию, пересказывая содержание статей, и выражают "свои" мысли (в сочинении, например), подражая языку науки.

На письме сложные синтаксические структуры надо оформить без пунктуационных ошибок, однако подготовка, полученная в VIII - IX классах, для этого недостаточна. Общеизвестно, что старшеклассники с трудом выделяют грамматические основы в сложных синтаксических конструкциях, особенно если они выражены вторичными морфологическими средствами, плохо отличают несогласованное определение от приложения, затрудняются в определении границ распространенных обособленных членов предложения и, не зная многих пунктуационных правил об обособлении и необособлении, ставят знаки препинания "по интуиции".

Для формирования пунктуационных умений, соответствующих уровню научной речи, необходимо расширить и упрочить знания старшеклассников по синтаксису (о приложениях, о пояснительных и присоединительных членах предложения, о несогласованных определениях, об условиях обособления) и по пунктуации (об обособлении согласованных и несогласованных определений при большой смысловой нагрузке и, наоборот, о необособлении обстоятельств и определений при отсутствии условий обособления в предложении, о факультативном обособлении дополнений и др.).

По нашему мнению, эту тему необходимо отрабатывать после изучения темы "Пунктуация в предложениях со сравнительными оборотами", поскольку обособление или необособление некоторых второстепенных членов предложения, как и сравнительных оборотов, зависит прежде всего от семантической причины - "желания говорящего (пишущего) актуализировать (усиливать) смысловую значимость обособляемой части в общей семантике высказывания, а также пояснить, уточнить какую-то часть высказывания" 3 ; смысловое значение сравнительных оборотов также является одной из главных причин их обособления 4 . Кроме того, лингвистическая суть некоторых правил об обособлении/необособлении определений и приложений та же, что и правил о сравнительных оборотах (например, о необособлении определений, тесно связанных по смыслу со сказуемым; об обособлении приложений, включаемых в предложение союзом "как", и др.). Все это позволяет под новым углом зрения взглянуть на схожие синтаксические явления, отрабатывая пунктуационные умения в предложениях с разными осложнителями.

В VIII классе учащиеся знакомятся с понятием "обособление" и изучают основные правила о выделении знаками препинания определений, приложений, обстоятельств и дополнений. Обособление рассматривается многоаспектно: отмечаются и смысловые (добавочная сказуемость, присущая обособленным членам 6 ), и структурные (порядок слов, морфологическая выраженность определяемого слова и обособляемых оборотов), и интонационные признаки. Однако при отработке интонационных умений следует обратить внимание учащихся на то, что в устной речи обособленные члены не всегда выделяются паузами.

О несовпадении интонации и пунктуации говорили многие разработчики пунктуационной теории и методисты: С. П. Фролов, С. И. Абакумов, А. Ф. Ломизов, Г. П. Фирсов, Г. И. Блинов и др. Приведем слова М. В. Панова: "Русская пунктуация в своей основе фонематична. Например, существует такое правило: постпозитивные причастные обороты выделяются запятыми. При этом паузы, обособляющие этот оборот, или интонационные переломы могут отсутствовать: Ветер, дувший с юга, стих. Однако в сильной позиции, при наличии относительной длительности синтагм, пауза выделяет этот оборот: Теплый ветер, упорно дувший с юга, внезапно стих. Диэрема (разграничительный сигнал. - Л. К.) в кратком предложении нейтрализована, но независимо от этого она обозначается запятой" 6 . Продемонстрировав это еще на 2 - 3 примерах (Объявление, написанное от руки, прочли все. Велосипеды, взятые напрокат, нам не пригодились. Письмо, найденное в тайнике, он прочитал немедленно), потренируем учеников в обнаружении случаев несовпадения интонации и пунктуации на примерах предложений с однородными членами, к одному из которых относится обособляемый оборот; с сильно распространенными обособленными членами, с препозицией приложений - т.е. в случаях, когда либо отсутствие паузы, либо дыхательная пауза, либо пауза "не на том месте" провоцируют пунктуационную ошибку.

Задание 1

Прочитайте предложения вслух, обнаружьте место паузы при обособляемых оборотах и подчеркните его; сделайте вывод, совпадают ли позиции паузы и запятой; обозначьте позиции лишнего знака (л/з). Поставьте знаки препинания в предложениях II части.

Образец:

разграничивающая распространенные группы подлежащего и сказуемого, но запятую здесь ставить нельзя - это лишний знак).

I. 1. Кто-то открыл дверь и, стараясь не скрипеть ботинками, стал пробираться к книжному шкафу. 2. Схватив удочку, Павка дернул ее и, оборвав зацепившуюся леску, выскочил на дорогу (Н. Островский). 3. Драгоценнейшие из камней - рубины широко представлены в экспозиции сокровищ из Индии. 4. Но, обернувшись через минуту, я уже ее не вижу (И. Бунин). 5. С деревьев, окутанных легким туманом, и с папоротников сыпались крупные брызги. 6. Процессия пересекла залитую слепящим солнцем площадь и миновала сверкающую крестами церковь (Д. Стейнбек).

II. 1. Из этих скрытых от глаз садиков доносилось пение птиц запертых в клетках и плеск прохладной воды струившийся на раскаленные плиты (Д. Стейнбек), 2. Одна из красивейших рек Карелии Вуокса стремительно несет свои воды между скалистых берегов. 3. Проселочным путем люблю скакать в телеге / И взором медленным пронзая ночи тень / Встречать по сторонам мечтая о ночлеге / Дрожащие огни печальных деревень (М. Ю. Лермонтов). 4. Мы выбрались на лужайку поросшую осокой и местами залитую водой. 5. Молодые тополевые листочки блестели на солнце и нагретые источали горьковато- сладкий аромат. 6. В мерцающей девственной голубизне свежего снега томилась степь и четкие синели возле стана следы плутавшего по первопутку зайца (М. Шолохов). 7. Юрьев монастырь занимавший особое место среди новгородских монастырей в давние времена именовался Лаврою и играя важную роль в политической и духовной жизни Новгорода являлся центром христианской культуры и просвещения. 8. Сильный северо-восточный ветер мистраль часто вызывает у крымских берегов осенние штормы препятствующие лову рыбы. 9. Поцеловав руку священника старик припал к дверному косяку и в первый раз за все время после известия о смерти сына заплакал бурно содрогаясь (М. Шолохов). 10. Наивысшую ценность цивилизованного общества право на труд сегодня отстаивают тысячи безработных вышедших на главные автомагистрали стран Европейского союза.

Для понимания пунктуационных правил об обособлении/необособлении второстепенных членов предложения необходимо расширить и уточнить само понятие обособления, разграничив в сознании учащихся его специфические признаки: условия (средства и способы) обособления и причину обособления. (Об этом, кстати, убедительно высказывался М. Т. Баранов 7 .) Во- первых, отметим, что общими условиями обособления являются интонация, порядок слов (постпозиция или препозиция обособляемого оборота или слова по отношению к главному слову), степень распространенности обособляемого оборота и характер поясняемого слова. Но ни одно из этих условий не является обязательным для всех случаев обособления, и вместе с тем нередко в одном случае сочетаются несколько условий обособления. Помимо общих условий обособления, есть и частные: для определений и приложений, например, морфологическая выраженность и большое смысловое значение обособляемого оборота, отдаленность определителя от поясняемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения. Названные условия - "это по существу грамматические и лексико-грамматические способы, средства обособления, но не причина его. Причиной обособления является желание говорящего (пишущего) актуализировать (усиливать) смысловую значимость" 8 обособляемых слов в предложении. Проиллюстрируем учащимся причину обособления в предложениях, построенных одинаково, но с разными обособленными определениями:

В этом классическом примере причина обособления - желание говорящего выделить слова о статуе, обратить внимание слушающего на то, что в 1-м случае это статуя не из драгоценного металла, но с золотой шпагой, а в 2-м - вся статуя из золота. Разница большая для осиротевшей семьи богатого гражданина, которая должна исполнить его завещание! А условия обособления в обоих этих предложениях одинаковы: обособленное определение находится после определяемого слова - имени существительного ж.р., ед. ч., вин. п., выражено причастным оборотом. Далее попросим учащихся вспомнить другие известные им условия обособления, используя записанные на доске примеры (здесь в скобках после каждого примера приведены предполагаемые ответы учеников и объяснение учителя в случаях, не изученных или мало отработанных в VIII классе, - 2, 3, 4, 9):

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Пунктуация обособленных членов предложения . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Подчеркните определяемые слова и относящиеся к ним определения и приложения

Следующее сочинение из данной рубрики: Значение подчинительных союзов и употребление их в речи

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Пунктуация обособленных членов предложения.