Противокорабельные ракеты

Постановлением правительства в 1956 г. НПО “Машиностроение” для ВМФ была поручена разработка двух первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей - П-6 и П-35. Следуя принципу преемственности, в комплексах П-6 и П-35 было использовано все лучшее от комплексов П-5 и П-5Д

Однако для реализации основных требований тактико-технических заданий на комплексы, и в частности на комплекс П-6, ряд задач решался заново. Так, на этом комплексе осуществлена возможность избирательного поражения подвижной цели, находящейся за радиолокационным горизонтом; обеспечено производство залповой стрельбы; введен противозенитный маневр; создана и отработана новая, более совершенная система управления, включающая в себя радиолокационную головку самонаведения; разработан радиопрозрачный обтекатель

Решение большого ряда новых задач возлагалось на систему управления (СУ) КР, разработчиком которой был определен ЦНИИ “Гранит” (директор Н.А. Чарин, главные конструкторы М.В. Яцковский и И.Ю. Кривцов). Основные этапы функционирования системы управления сводились к следующему. По данным целеуказания о координатах цели и ПЛ в счетно-решающих приборах вырабатывались дальность и пеленг на цель, которые вводились в систему управления назначенных к старту ракет. В режиме телеуправления оператор, наблюдая за текущими координатами ракет, при необходимости корректировал ее полет радиокомандами

После включения радиолокационного визира (РЛВ) оператор получал на индикаторе радиолокационное изображение ордера кораблей и выбирал цель для поражения. Убедившись в “захвате” и уверенном сопровождении цели, выдавал команду на пикирование. При этом процесс телеуправления заканчивался, КР выходила на малую высоту и осуществляла самонаведение на выбранную цель. Предусматривался также режим автономного выбора цели с последующим самонаведением

Много проблем необходимо было решить при проектировании бортовой системы управления и размещении ее в ограниченном объеме. Принципиальным для корабельной системы управления была разработка радиолиний телеуправления, работающих в трех различных диапазонах волн с единым комплексированным антенным постом. Антенный пост с общим электрогидравлическим приводом объединял три широкодиапазонных антенных устройства и конструктивно вписывался в носовую часть рубки ПЛ. Такое оригинальное решение позволило применить на ПЛ антенны с высокой направленностью

Обширная программа экспериментов была проведена в ЦАГИ по определению аэродинамических характеристик КР. Руководил этой работой и принимал непосредственное участие в экспериментах академик А.А. Дородницин. Модельные испытания позволили получить значения основных аэродинамических характеристик и уточнить теоретические расчеты

Большой объем испытаний был проведен по системе управления КР П-6. Наряду с лабораторными испытаниями макета было признано целесообразным проведение натурных испытаний в условиях, максимально приближенных к реальным. Макеты размещались на вертолете и самолете-лаборатории

После проведения полной программы летных испытаний комплекс был принят на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота

Главной задачей комплекса П-35 было избирательное поражение надводных кораблей противника за пределами радиогоризонта. В процессе создания комплекса П-35 необходимо было решить целый ряд проблем, аналогичных проблемам, связанным с комплексом П-6. Для реализации избирательного поражения цели в СУ также был положен (аналогично комплексу П-6) принцип телеуправления. На ракете устанавливался специально разработанный турбореактивный двигатель, на котором для уменьшения потерь на входе двигателя впервые был поставлен воздухозаборник с коническим центральным телом. При первых лабораторных испытаниях помехозащищенности СУ были получены количественные характеристики и показана возможность использования СУ комплекса П-35 в условиях организованного радиопротиводействия

На основании результатов летных испытаний комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 был принят на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных и стационарных наземных пусковых установок. Так как ракета была практически полностью отработана, то уже в 1963 г. приступили к совместным испытаниям комплексов, которые были успешно завершены в 1965 г

Можно отметить еще несколько разработок модификаций ракеты П-35. Так, например, были выполнены проработки подвески КР П-35 под самолет, а также создан вариант ракеты с увеличенной дальностью полета. Позднее были подготовлены материалы размещения ракеты на скоростных катерах, а также ракеты с торпедой для поражения подводных лодок. Разработка различных модификаций свидетельствует о стремлении расширить область применения ракеты П-35. Это сыграло положительную роль при последующих работах по созданию универсальных крылатых ракет различного назначения

Разработка комплексов П-6 и П-35 с самонаводящимися крылатыми ракетами для избирательного поражения морских целей явилась крупным вкладом в оснащение ВМФ современным ракетным оружием. Их создание стало принципиально новым и важным шагом в ракетизации флота, а полученные при этом опыт и прогрессивные технические решения были использованы при последующих разработках новых типов противокорабельных ракет

На Совете Обороны в 1969 г. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков оценил создание противокорабельных комплексов с крылатыми ракетами как наше национальное достижение

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСОВ С ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ

Первые крылатые ракеты, разработанные НПО “Машиностроение”, при всех своих достоинствах могли стартовать только из надводного положения ПЛ, что значительно снижало ее скрытность. Новые идеи и накопленный опыт дали возможность в конце 50-х годов начать разработку нового комплекса противокорабельной КР “Аметист” с подводным стартом. В процессе создания впервые были найдены новые принципы проектирования и изготовления герметичной конструкции крылатых летательных аппаратов. Практическая реализация данного способа старта явилась удачным разрешением одной из сложнейших инженерных задач, что стало большим достижением конструкторского коллектива. Также впервые в практике объединения на ракете применили в качестве маршевого двигателя твердотопливный ракетный двигатель

При создании комплекса “Аметист” было проведено большое количество испытаний в ЦАГИ, связанных со специфическими особенностями подводного старта ракеты. Анализ экспериментальных данных, полученных на моделях в баллистическом бассейне, подтвердил правильность заложенных идей и конструкторских решений и позволил перейти к натурным испытаниям

Полная программа летно-конструкторских и государственных испытаний успешно завершилась, и во второй половине 60-х годов комплекс “Аметист” приняли на вооружение ВМФ. Необходимо отметить, что наша разработка противокорабельных КР с подводным стартом опередила в этом отношении страны Запады на 10 лет (первая крылатая ракета США с подводным стартом “Гарпун” была принята на вооружение только в 1977 г.)

Вслед за комплексом “Аметист” коллектив НПО “Машиностроение” приступил к разработке комплекса “Малахит” с универсальной КР, способной стартовать как с ПЛ, находящейся в подводном положении, так и с надводного корабля. Ракеты “Малахит” имели увеличенную дальность, меньшую высоту полета и более совершенную систему управления

Для повышения помехозащищенности системы управления на КР были установлены два информационных канала: радиолокационный и тепловой. На базе двухканального устройства обнаружения цели и самонаведения в СУ реализовались некоторые принципы избирательного поражения целей из состава кораблей соединения путем осуществления логических операций. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. В процессе создания комплекса “Малахит” проводились обширные модельные испытания, связанные с изучением специфических особенностей подводного старта. Эти эксперименты по заданию НПОМ, помимо ЦАГИ, проводились также в НИИ механики МГУ. Руководил этими работами академик Л.И. Седов, который внес большой вклад в теоретическое обоснование оригинальной методики экспериментов и анализ полученных результатов. Используя данные этих работ, был осуществлен ряд мероприятий по повышению устойчивости движения ракеты на подводном участке движения

Успешное завершение большого объема летных испытаний системы управления на самолете-лаборатории ИЛ-14, модельных испытаний и наземной отработки КР “Малахит” позволило перейти к этапу летно-конструкторских, а затем и государственных испытаний. Техническое руководство испытаниями осуществлял генеральный конструктор В.Н. Челомей. Комплекс “Малахит” принят на вооружение ВМФ для подводных лодок проектов 661 и 670М и малого ракетного корабля проекта 1234

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ

В период сдачи на вооружение комплексов П-6 и П-35 коллектив НПОМ приступил к разработке нового комплекса - ударного ракетного оружия “Базальт”. Этот комплекс предназначался для борьбы с самыми мощными корабельными группировками, включая и авианосные. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Этот комплекс готовился на замену комплекса П-6, что наложило отпечаток на конструкцию крылатой ракеты. На КР был сохранен принцип телеуправления, размещалась ракета в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые раскрывались в полете при выходе из контейнера. Так как КР предусматривалось установить на ПЛ взамен ракеты П-6, которая имела надводный старт, то пришлось сохранить этот тип старта, который явился как бы своеобразной “платой” за возможность перевооружения носителя новым ракетным оружием

Комплексу “Базальт” присущи большая дальность и высокая сверхзвуковая скорость полета ракеты: рациональная форма ее траектории позволяет на конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля; наличие в системе управления бортовой ЦВМ, способной решать задачи управления полетом и попадания в цель в сложной помеховой обстановке. Впервые на КР была использована бортовая станция активных помех, которая воздействовала на головку самонаведения зенитной управляемой ракеты противника и обеспечивала неуязвимость КР в зоне ПВО атакуемого корабля. Такие станции активных помех стали применяться на всех последующих комплексах разработки НПОМ

Ракета “Базальт” была первой крылатой ракетой с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание

Неоценимый вклад в решение проблемы прочности конструкции при высоких температурах внес академик В.С. Авдуевский. На основе его фундаментальных трудов была разработана методика проведения теплопрочностных испытаний на стендах

Успешно завершенный объем наземных испытаний позволил в конце 1970 г. перейти к этапу летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). В 1974 г. успешно прошли совместные (государственные) испытания, и по их результатам комплекс “Базальт” приняли на вооружение ПЛ для замены комплекса П-6. Это был первый опыт перевооружения носителя на новый противокорабельный ракетный комплекс. Необходимо отметить, что в дальнейшем создали модификацию комплекса - ракета стала оснащаться новым, более мощным стартовым агрегатом, что увеличило дальность ее полета. Этот комплекс также установили на ПЛ практически без доработок носителя

Ракетный комплекс “Базальт” устанавливался и на вновь строящихся надводных кораблях. Он был принят на вооружение в 1977 г. на первом корабле серии авианесущих крейсеров типа “Киев”. В 80-е годы этим комплексом вооружали ракетные крейсера типа “Слава”. Комплекс противокорабельного оружия “Базальт” по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за рубежом комплексы аналогичного назначения

Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов “Аметист” и “Малахит”, генеральный конструктор В.Н. Челомей пришел к заключению о необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации условий старта для ракет дальнего действия. Он выступил с предложением о разработке нового комплекса с крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, а по дальности и скорости полета не уступающими комплексу “Базальт”. Предполагалось этим комплексом оснащать как подводные лодки, так и надводные корабли. Новый комплекс получил наименование “Гранит”. В процессе создания комплекса “Гранит” впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения. Вопросам взаимной увязки элементов системы вооружения Генеральный конструктор всегда уделял самое пристальное внимание. С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только с помощью космических аппаратов. Генеральный конструктор В.Н. Челомей взялся за разработку такой системы

Теоретические основы построения такой космической системы, параметры их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием академика М.В. Келдыша. Система состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на носитель КР или на наземные пункты

Страницы: 1 2

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Противокорабельные ракеты . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Уровневый подход в физике

Следующее сочинение из данной рубрики: Крылатые ракеты

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Противокорабельные ракеты.