Программа по литературе 5–11-й классы¹ – Часть 6

В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.



Для обзорного изучения.



А. С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека.



В. Г. Короленко «Слепой музыкант» (главы). Истинная слепота и духовное прозрение героя.



Л. А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя.

К. Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент).



Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.



А. Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны.



Стихи: Н. Огарев «Хандра», Ю. Левитанский «Диалог у новогодней елки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.

Теория литературы.



Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма.



Раздел 3. Я и другие (12 ч).



Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте.



Для текстуального изучения.



В. М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.



А. Г. Алексин «Безумная Евдокия» (в сокращении).

Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».



В. Г. Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе.



О.’Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа.



Для обзорного изучения.



В. К. Железников «Чучело» (главы).



Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...», Р. Киплинг «Заповедь», Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А. Яшин «Спешите делать добрые дела», Б. Окуджава «Прощание с новогодней елкой».

Теория литературы.



Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя.



Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (18 ч).



Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе.



Для текстуального изучения.



М. А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа.



Ю. Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир.

Ч. Т. Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.



К. Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.



Для текстуального и обзорного изучения.



Стихи о вечном и преходящем: А. С. Пушкин «Зимнее утро», Ю. Левитанский «Падают листья...», В. Высоцкий «Я не люблю», А. Вознесенский «Сага», Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...».

Сонеты В. Шекспира, стихи о любви: А. С. Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание», М. Ю. Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает...», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», А. К. Толстой «Средь шумного бала...», Ф. И. Тютчев «Я встретил вас...», А. Ахматова «Песенка», М. Цветаева «Как правая и левая рука...», «Наконец-то встретила...», В. Багрицкий «Ты помнишь дачу...», М. Петровых «Назначь мне свиданье...», М. Светлов «Все ювелирные магазины – они твои...», Д. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил..., В. Высоцкий «Баллада о любви».

Теория литературы.



Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле.



Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии.



Обобщение (1 ч).



Развитие речи.



1) Творческий пересказ.



2) Рецензия.



3) Сочинение–характеристика литературного героя. Сочинение на морально-этическую тему.



4) Сочинение в форме дневника, интервью. Сочинение автобиографического характера. Сочинение–стилизация.

Чтение и изучение произведений – 63 ч.



Развитие речи – 5 ч.



8-й класс (68 часа)

Введение (1 ч).



Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.



I. Человек толпы – человек в толпе (15 ч).

Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.



Для текстуального изучения.



Н. В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.



«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.



Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.



М. А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.

Теория литературы.



Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм, как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.



II. Человек размышляющий... (10 ч).



Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе.

Для текстуального изучения.



В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение.



Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.



А. П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.

Для обзорного изучения.



Т. Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.



Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.



III. Человек чувствующий... (10 ч).



Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.



Для текстуального изучения.



Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Программа по литературе 5–11-й классы¹ – Часть 6 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Брюсов Валерий Яковлевич биография – Часть 3

Следующее сочинение из данной рубрики: Основные темы и идеи произведений И. А. Бунина, А. И. Куприна – часть 1

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Программа по литературе 5–11-й классы¹ – Часть 6.