Проект С-16

Проект С-16 был разработан И. И, Сикорским в октябре 1914 г. В какой-то мере прообразом при проектировании послужил самолет английского конструктора Т. Сопвича «Таблоид» , прославившийся в то время на международных соревнованиях (в том числе в состязаниях гидросамолетов на кубок Шнейдера) своими прекрасными скоростными характеристиками. Военные ряда стран заинтересовались аппаратами подобного типа, которые предполагали использовать в качестве так называемых «кавалерийских» , т.е. маленькие скоростные самолетики должны были, подобно конным разведчикам, внезапно появляться в районе расположения противны» а, проводить необходимые наблюдения и быстро доставлять собранные данные своему командованию. В 1914-1915 гг. в разных странах было построено много самолетов по типу «Таблоид» . В Великобритании они получили наименование «скаутов» (разведчиков) . Однако из-за малой полезной нагрузки эти маленькие самолеты большого успеха в качестве разведчиков не добились, зато послужили основой для создания целого класса одноместных истребителей-бипланов, просуществовавших вплоть до второй мировой войны.

По аналогии с большинством скаутов для С-16 были выбраны общая схема «чистого» биплана, основные параметры аппарата и компоновка с двумя сидениями пилотов, расположенными в тесной кабинке. Конструкция же частей и деталей С-16 разрабатывалась И. И. Сикорским на основе собственного опыта создания самолетов, в первую очередь легких бипланов С-5А, С-8 и С-10 (последние модификации С-10 отличались от первых С-16 в основном только габаритами) . В отличие от «Таблоид» , поперечное управление на С-16 обеспечивалось, как на всех аппаратах Сикорского, элеронами, а не «гошированием» (перешиванием крыльев) , иным было сделано крепление и капотирование двигателя и т.д. Постройка трех опытных самолетов С-16 началась в мастерских (цехах) Воздухоплавательного отделения АО РБВЗ в Петрограде в ноябре 1914 г, Первый из них, имевший заводской Nо. 154, был готов в январе 1915 г, Российское морское ведомство, заказавшее «Малютку» и всегда благожелательно относившееся к работам И. И. Сикорского, выделило для самолета двигатель «Рож» в 80 л. с. и помогло доставить аппарат в Ревель (Таллин) , где в то время нес службу Г. И. Лавров. Одна» о провести немедленно испытания С-16 не удалось. В феврале аэродром был покрыт глубоким снегом, а лыжами самолет оснащен не был

С началом первой мировой войны выполнение заказа на легкие самолеты И. И. Сикорского оказалось пор угрозой, Поставки из Франции нарушились, а отечественные авиамоторные заводы не выпускали стосильных двигателей «Гном-моносупат» , под которые строились С-10А и С-11А. Правление АО РБВЗ обратилось в ноябре 1914 г. в ГВУ с предложением заменить заказанные С-10А и С-11А соответствующим числом самолетов С-12 и С-16, рассчитанных под восьмидесяти сильные двигатели «Гном» производства московского филиала французской фирмы. В то время в истории российской авиации произошло важное событие, оказавшее решающее влияние на ход работы Воздухоплавательного отделения АО РБВЗ и творческую деятельность И. И. Сикорского. В декабре 1914 г. приказом Государя Императора Николая 2 была создана Эскадра воздушных кораблей (ЭВК) - первое в мире соединение стратегической авиации. На станции Яблона к северу от Варшавы были сосредоточены все построенные «муромцы~» . Во главе Эскадры стал председатель Правления АО РБВЗ М. В. Шидловский. Вместе с ним в Я6лону отправился и И. И. Сикорский. С целью создания эффективного боевого соединения, обеспечения действий воздушных кораблей и подготовки летного состава они начали собирать в Эскадру со всех фронтов легкие самолеты производства АО РБВЗ, а также летчиков, способных на них летать. В марте 1915 г. из морского флота был затребован Г. И. Лавров.

Почти одновременно с этим М, В. Шидловский отдал распоряжение Воздухоплавательному отделению АО РБВЗ отправить в Яблону и два других опытных С-16. Самолеты с заводскими номерами 155 и 156 были отгружены в Эскадру соответственно 6 и 19 марта вместе с самолетами «Илья Муромец» , С-10 и С-12. Прибыли они в Эскадру, как и Nо. 154, без моторов. От первого С-16 Nо. 154 аппараты Nо. 155 и 156 отличались конструкцией крыльев. Если у Nо. 154 они имели небольшую стреловидность, то на двух других аппаратах крылья были прямыми с большим поперечным Ч. Размах крыльев у всех самолетов был примерно одинаков. 1(роме того, капоты их двигателей имели характерные скулы-зализы. «Моторный голод» был неизлечимой болезнью, преследовавшей И, И. Сикорского в его деятельности в течение всей первой мировой войны. Причем если для тяжелых воздушных кораблей проблема с двигателями к концу 1916 г. была в общем решена, то для малых аппаратов Сикорского отсутствие необходимых моторов оказалось неразрешимой проблемой

Для первых трех С-16 двигатели удалось достать. Их взяли из числа поступивших с центральных складов для учебных «фарманов» , присылаемых для школы Эскадры в начале 1915 г. На самолетах Nо. 154 и 155 были установлены двигатели «Гном-8Ь» , а для Nо, 156 удалось раздобыть один из первых русских авиамоторов «Калек» мощностью в 50 л. с. Меньшая по сравнению с предполагавшимися к установке «гномами» и «ронами» мощность вызвала необходимость переделки С-16 с заводским Nо. 156. Верхнее крыло стало существенно больше в размахе (свыше 10 м) , в результате чего площадь крыльев возросла более чем на четыре с половиной квадратных метра. Элероны на нижнем крыле были упразднены, а на верхнем увеличены. Так появилась новая модификация С-16, имевшая в отличие от предшественников -- «чисты» «бипланов -- схему полутораплана. Поиск и установка двигателей несколько задержали введение в строй первых С-15. Их эксплуатация началась летом 1915 г. В основном они использовались для тренировки летчиков. В целом отзывы о С-16 были очень хорошие. Самолет был легок в управлении. Его летно-технические характеристики вполне соответствовали требованиям начала 1915 г. Особенно отмечалась хорошая скорость полета -- до 144 км/ч. Вероятно она достигалась при тренировочных полетах с одним летчиком на борту, так как официально считалось, что при полной заявленной нагрузке 225 кг скорость равна 125,5 км/ч. Неплохой признавалась и скороподъемность: 1000 м за 4 мин. Самолет С-16 осматривали летчики других авиационных частей, высшее командование Императорской Русской армии, члены Царской фамилии и многочисленные иностранные делегации, посещавшие ЭВК с целью ознакомления с самолетами И. И. Сикорского.

Встал вопрос о приобретении в казну имеющихся С-16 и заказе новых машин того же типа. Предполагавшаяся замена заказа на С-10А заказом на С-16 не состоялась. Военное ведомство приобрело у АО РБВЗ четыре «муромца» в счет несданных 45 легких самолетов Сикорского. В то же время легкие самолеты требовались для укомплектования ЭВК. Вследствие неоднократных ходатайств М. В. Шидловского Ставка Верховного Главнокомандующего обратилась 11 августа 1915 г. в Главное управление Генерального штаба с телеграммой: «Ввиду необходимости этих аппаратов для выполнения некоторых задач и тренировки личного состава Эскадры воздушных кораблей в табель введено 12 аэропланов (легких. -- авт.) . Часть этих аппаратов фактически уже имеется в Эскадре. Однако составляет, по-видимому, собственность Вагонбалта (АО РБВЗ. - авт.) . Ввиду желательности большую часть из указанных аппаратов иметь Сикорский 16, о чем ходатайствуют летчики, благоволите о распоряжении о приобретении имеющихся аппаратов и отпуске остальных... «После соответствующего отношения ГВУ обратилось с запросом в АО РБВЗ, которое представило 21 августа свои условия на выполнение заказа на 18 самолетов С-16 (12 по табелю ЭВK и 6 «на пополнение ежемесячной убыли» ) . Исполнительная комиссия Особого совещания по обороне Государства одобрила эти условия, и 24 октября 1915 г. ГВУ заключило с АО РБВЗ контракт Nо. 24130 на 18 самолетов С-16 под двигатели «Рож» или «Гном» мощностью в 80 или 100 л. с., а также 18 основных и 3 дополнительных комплекта запасных частей. В комплект запасных частей входили, по сути дела, все основные детали самолета, ГВУ обязалось выплатить по 9500 рублей за каждый самолет и по 4500 и 7300 рублей за каждый комплект запчастей соответственно. Двигатели и винты к аппаратам также должно было поставить ГВУ. Сроки поставки были оговорены следующие: к 4,10.1915 -- 3 самолета, к 4.11.1915 - 4 самолета и 7 комплектов и к 4.12.1915 -- 11 самолетов и 14 комплектов. условия сдачи самолетов были жесткие. Все расходы по сдаче, упаковке и возможному ремонту после поломок долларно было нести АО РБВЗ. Обществу предоставлялся задаток в 25% стоимости контракта для налаживания производства. Еще 25% должно было быть выделено на получение заводом необходимых материалов. Воздухоплавательное отделение АО РБВЗ, переименованное в мае 1915 г. в Русско-Балтийский воздухоплавательный завод (часто его сокращенно называли «АвиаБалт» ) , приступило в сентябре 1915 г. к подготовке производства (по заводскому обозначению, заказа Nо. 213) . Однако не все пошло гладко. Только к концу месяца летчиками ЭВК были подготовлены замечания к первым опытным С-16, и И. И. Сикорский смог приступить к устранению отмеченных недостатков в конструкции серийных аппаратов, получивших обозначение С-16сер.

Им были присвоены заводские номера с 201 по 215. Вместе с опытными С-16 Nо. 154,155 и 156 они должны были составить «контрактные» 18 машин. В конструкцию серийных самолетов И. И. Сикорский внес ряд небольших изменений по сравнению с опытными. Была изменена форма хвостового оперения. Другой стала площадь крыльев и т.д. коробка крыльев С-16сер. имела плоскости разных размеров, подобно опытному С-16 Nо. 156. С большими проблемами столкнулось производство Авиа-Балта в связи со срывом поставок полуфабрикатов и комплектующих изделий (стальных и латунных труб, листовой стали, колес, болтов и т. п,) , многие из которых доставлялись из-за границы, в основном из Швеции, В связи с этим Сикорскому и его помощникам пришлось срочно переконструировать часть деталей и даже наладить на заводе выпуск стальных труб.

Из-за вносимых изменений вес серийных самолетов С-16сер. получился различным и колебался от 415,6 до 423,2 кг. Директор Авиа-Балта М. Ф. Климыссеев предпринял все меры для ускорения работ по построже серии С-16сер., благо, осенью 1915 г. появилось временное технологическое окно в производстве воздушных кораблей «Илья Муромец» . Все свободные рабочие были переведены на сборку легких самолетов, трудились сверхурочно, в выходные и в праздничные дни. Однако повторявшиеся одна за другой забастовки свели на нет все эти усилия. К концу ноября стало очевидным, что к сроку удастся закончить от силы лишь четыре (Ко. 206- 209) из заказанных пятнадцати самолетов. Пришлось просить в ГВУ отсрочку, которая сопровождалась уплатой соответствующей неустойки. Только 4 января 1916 г. Авиа-Балт смог заявить о готовности представить к осмотру все 15 серийных самолетов С-16сер. Однако сдача их опять затянулась. Плохая погода прервала начатые 22 декабря 1915 г. прибывшим с фронта Г. И. Лавровым летно-сдаточные испытания самолетов. Во время одного из первых полетов на самолете Nо. 206 из-за сильных порывов ветра летчик не смог при посадке справиться с управлением. Самолет и двигатель были сильно повреждены и ремонтировались до марта1916 г. С отъездом Лаврова на фронт на заводе не осталось летчиков-сдатчиков. Ссылаясь на условия контракта (АО РБВЗ было обязано проводить сдаточные испытания с помощью заводских летчиков и за свой счет) , ГВУ отказывалось предоставить своих летчиков. Несвоевременно поступали из ГВУ на завод и двигатели «Гном» . Кроме того, задержка поставок в армию С-16сер. способствовала и изменению взглядов на применение этих машин. В истории С-16 произошло важное событие -- расширилось назначение этого самолета.

Если в середине 1915 г. «Сикорский маленький» , как иногда называли С-16 в войсках, предполагалось использовать в ЭВК в основном для тренировок летчиков воздушных кораблей, а также в качестве «разведчиков при намечаемых налетах Эскадры на определенные пункты» , то к концу этого года наметилось применение их в качестве истребителей на боевых базах для защиты воздушных кораблей против налетов неприятельского воздушного флота» . По новым утвержденным штатам ЭВК в ее составе предполагалось иметь теперь помимо 12 учебных аппаратов школы Эскадры еще по 14 легких самолетов (4 истребителя, 4разведчика и 6тренировочных) в составе каждого боевого отряда, число которых увеличилось с двух до трех. Подобно большинству других скаутов, С-16 превращался в классический одноместный истребитель. Он стал, таким образом, первым истребителем отечественной конструкции. Изменение назначения самолета С-16 ознаменовалось разработкой для него стационарного бортового вооружения. Одним из главных пропагандистов создания истребительной авиации в российском воздушном флоте был лейтенант Г, И. Лавров. В 1915 г. он сделал ряд предложений по созданию авиационного вооружения и формированию отрядов истребителей. Осенью этого года им был разработан и построен в мастерских ЭВК образец первого в России синхронизатора или, как тогда называли, приспособления для автоматической стрельбы через винт

Очень простой по конструкции синхронизатор Лаврова показал при наземных испытаниях достаточную работоспособность и был доставлен в декабре 1915 г, на Авиа-Балт, Он предназначался для установки на переделываемый для морского ведомства С-16 (о нем см, далее) . ГВУ, ознакомившись с синхронизатором, тотчас заключило с АО РБВЗ контракт на оснащение строящихся С-16 синхронизаторами Лаврова. Синхронизаторы для С-16сер. были изготовлены только к 21 марта 1916 г., что также задержало поставку самолетов в войска. Начальник ЭВК генерал-майор М. В. Шидловский, остро нуждавшийся в истребителях и потому раздраженный задержкой их, приказал в середине января 1916 г. срочно направить в боевые отряды построенные в декабре С-16сер. (Nо. 207,208 и 209) , не дожидаясь их официальной приемки. Первые два самолета попали в Первый боевой отряд в Зегевольде (Сигулде) , а Nо. 209 - в Южный боевой отряд ЭВК, базировавшийся в селении Борка-Вельская под Тернополем. Их вооружили уже в боевых отрядах.

Страницы: 1 2

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Проект С-16 . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: ПРИМЕНЕНИЕ С-16сер

Следующее сочинение из данной рубрики: Конструктор истребителя С-16 И. И. Сикорский

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Проект С-16.