Принципы психологического анализа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Принципыпсихологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Философскому, историческому романуэпопееЛ. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романапсихологического. Страница за страницей раскрываются передчитателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или изменяемости. Одним из ценнейших свойств человекаТолстой считал способность к внутреннему изменению, стремление ксамосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые героиТолстого меняются, нелюбимые — статичны.

Психологический рисунокпоследних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшейкрасотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализаэтих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходятперед читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицокнязя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморнобелыеобнаженные плечи Элен.

В отличие от нелюбимых любимые героиТолстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойствен самоанализ. Вспомним поведениегероев романа во время Шенграбенского сражения.

Настоящие героидля Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князьАндрей, преодолевающий свой страх — герои. Хвастливый и самоуверенный Жерехов только кажется героем. Способность к самосовершенствованиюпоказана автором на примере Пьера и Андрея.

В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенновыходят изпод влияния системы ложных ценностей. Пьерразочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе. Толстой первым в русской литературыизобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Чернышевский назвал «диалектикой души».Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянииполного душевного смятения и, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще.

Для князя Андреятакими моментами душевных перемен становятся Аустерлиц сего небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой, когда князюАндрею открывается новый взгляд на жизнь. Важным для раскрытия психологии героевявляется для Толстого их отношение к другим людям, способностьотречься от себя, покаратаевски разлившись маленькой каплей вморе человеческих жизней, а также отношение людей к вечнымчеловеческим ценностям: любви, природе, искусству, семье. Героинелюбимые показаны в отрыве от всего этого — например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно.

Ведь их объединение лишено, повыражению С. Бочарова, той «родовой поэзии», которая свойственнасемьям. Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любвии самоотдаче. Их объединяет только животное родство, онидаже не воспринимают себя как близких людей (достаточно вспомнитьнездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старойкнягини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен«шишки родительской любви» и дети — «обуза егосуществования»). Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганногоНаполеона, когда тот глядит на портрет сына (любовь — явно не самоеглавное чувство, которое он при этом испытывает).

Любимые герои Толстого — плоть от плотиприроды. Все, что происходит в природе, находит отклик в ихдушах. Героям открывается их «собственное» небо, с которымсвязаны важные, порой эпохальные перемены в их душах. Важный принцип психологического анализа — изображение снов. Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны.

В них он видит свои слабости, в них к нему проходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые длянего неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского — сон«болконский», рассудочный, проблематичный.

Толстой показывает своих героев в ихотношении к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, удругих тонкость душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятия Наташи. Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те, кто не читал «Войны и мира». Мнекажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделатьсвоих героев необыкновенно живыми, а характеры их — психологическидостоверными, многогранными.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Принципы психологического анализа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н.