Принципы психологического анализа в романе Л . Н . Толстого ” Война и мир ” – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Философскому, историческому романуэпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или изменяемости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой.

Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморнобелые обнаженные плечи Элен. В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.

Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх — герои.

Хвастливый и самоуверенный Жерехов только кажется героем. Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят изпод влияния системы ложных ценностей.

Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе. Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Чернышевский назвал «диалектикой души». Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения и, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен становятся Аустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой, когда князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь.

Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, искусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого — например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь их объединение лишено, по выражению С. Бочарова, той «родовой поэзии», которая свойственна семьям. Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче.

Их объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно вспомнить нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «шишки родительской любви» и дети — «обуза его существования»). Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает). Любимые герои Толстого — плоть от плоти природы.

Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их «собственное» небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах. Важный принцип психологического анализа — изображение снов. Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны.

В них он видит свои слабости, в них к нему проходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского — сон «болконский», рассудочный, проблематичный. Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других тонкость душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятия Наташи.

Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те, кто не читал «Войны и мира». Мне кажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно живыми, а характеры их — психологически достоверными, многогранными.

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Принципы психологического анализа в романе Л . Н . Толстого ” Война и мир ” – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н.