Понимание мира детства в повести Шолохова «Нахаленок»

Краткая справка о писателе из учебника-хрестоматии, с чтения которой мы можем начать знакомство с этой темой программы, в какой-то мере предопределяет логику знакомства с текстом рассказа «Нахаленок», помогает наметить важнейшие направления, на которых хотелось бы сосредоточить внимание читателей: поэтическое описание степной природы, станичного быта; активное и драматическое, стремительно развивающееся действие; решительное вмешательство героев в судьбы своей страны. В рассказе чрезвычайно своеобразно звучит ленинская тема — в нем нет живого Ленина, но есть восприятие его, жизнь ленинских идей в судьбах, мыслях и мечтах, чувствах и поступках героев рассказа.

В рассказе перед учениками предстает казачья станица тревожных времен гражданской войны во всем своеобразии быта, отношений, столкновений людей в процессе суровой ломки старого.

В нем дано понимание мира детства, которое живет не только в описании поступков Мишки, но и в его отношении к окружающему, в тех очевидных для читателя ступеньках приобщения его к миру жестокой борьбы, которое чрезвычайно важно для формирования убеждений и активного отношения к жизни.

В рассказе обрисован характер и поведение «мальчика среди взрослых», а не только среди у себя, и это можно использовать для расширения и углубления работы по знакомству с характеристикой, так четко обозначенной в процессе изучения рассказа «Бежин луг», повести «Детство». Это и портрет, который с таким мастерством и симпатией нарисован писателем, и оценка поступков, и язык. В рассказе — язык крестьянства той поры, а конкретнее — язык донского казачества, не имевшего в ту пору ни сплошной грамотности, ни частых контактов с населением, владевшим нормами литературного языка. Многое в нем сейчас кажется далеким прошлым. Но от этого не слабеют краски произведения, и Читатели убеждаются в том, как ярок народный язык, каким убедительным и запоминающимся может быть даже далекое от литературной нормы экспрессивное народное слово.

В нем отчетливо выражена авторская позиция, которая очевидна для взрослого читателя и которую Читатели уясняют, анализируя текст: твердая уверенность автора в правде новой жизни, его нежность к Мишке, его вера в осуществление ленинских идей.

И наконец, рассказ «Нахаленок» дает нам возможность начать знакомство с творческой биографией одного из самых ярких русских писателей не в XI классе, накануне выпуска из школы, а в самом начале приобщения к художественной литературе.

Итак, рассказ открывает перед учителем чрезвычайно широкие возможности, ставит серьезные и увлекательные задачи.

На первом уроке звучит вступительное слово учителя, которое опирается на материал рассказа о писателе в учебнике-хрестоматии, а затем чтение «Нахаленка». Дома текст перечитывается, и Читатели готовят близкий к тексту (художественный) пересказ понравившихся эпизодов и выполняют первое задание учебника-хрестоматии.

Система заданий учебника-хрестоматии ведет анализ от самого общего представления о событиях, происходивших в станице, к пониманию возможности подвига семилетнего мальчугана.

«Как Шолохов знакомит читателя с суровой обстановкой классовой борьбы в казачьей станице? Назовите эпизоды, которые передают остроту и напряжение этой борьбы» — так сформулировано первое задание. Оно помогает обратить внимание на ряд эпизодов, на которых строится весь рассказ и от которых в первую очередь зависит напряженное внимание читателя. Но все ли важные для понимания рассказа моменты замечают Читатели? Обычно они называют подвиг Мишки и сцену «приема» его в армию... десятки эпизодов, но никогда не замечают и не готовят для пересказа описания двух первых столкновений Мишки со станичными насами. А между тем на них необходимо остановить внимание: ведь это первые в рассказе столкновения и о характере этих столкновений стоит подумать. Ссора Мишки и Витьки-поповича, ссоры Мишки и у себя богатеев... Как в зеркале, отражаются в них и позиции взрослых, и та непримиримость, которая делает людей врагами, та классовая рознь, которая серьезней и значительней личной симпатии или антипатии. Она и в поведении нас, и в их репликах, и даже в тех обидных словах, которыми они обмениваются при ссоре и которые достаточно точно определяют место их отцов в политической борьбе. Два лагеря четко определены с самого начала: бывший пастух и священник, который надеется стать архиереем. То, что они названы совсем по-иному, только подчеркивает необходимость внимания к этому контрасту. Сначала в ссоре «мужик» стал и «коммунякой» и «дураком необразованным», а священник «кровожадом», который «чужие пироги трескает». Во втором столкновении именно Мишка находит точное обозначение для враждующих лагерей. На одной стороне — коммунисты, на другой—буржуи.

Наса не только усвоили, к какому лагерю принадлежат их родители. Они хорошо знают, какой остроты достигает их борьба. Так, если Мишка убежден, что «у батяньки большущее ружье и он всех буржуев поубивает!», то Витька столь же твердо верит в то, что «всех коммунистов будут скоро вешать!», и об этом же кричит Прошка, сын лавочника.

Среди важных для понимания остроты борьбы эпизодов есть и еще один, который никогда не называют наса: это воспоминания Фомы Коршунова о жизни в дореволюционной станице. И, хотя они по-своему правы, поскольку это только воспоминания, напомним все же, как смотрел на узенькую полоску затоптанного хлеба, затоптанной пшеницы около Песчаного кургана этот большой и сильный человек, увидим его скупые слезы, осудим злобную и бессмысленную жестокость лавочника. Нужно, чтобы читатели, значительно больше, чем Мишка, ориентированные в причинах социальных потрясений, увидели, как просто, четко, доступно рассказал об этом Фома своему сыну, каким он был умным и заботливым отцом.

Начальное понятие о композиции Читатели уже получили, изучая в VI классе «Дубровского» А. С. Пушкина. При обращении к рассказу «Нахаленок» они включаются в дальнейшее развитие представления об этом сложном понятии. Как построен рассказ? Нет ли в нем событий, которые являются иными по времени и заставляют читателя обратиться к далекому прошлому? Проследим за логикой следования событий: возвращение отца с фронта, первое (самое безобидное) столкновение Мишки с Витькой-поповичем, еще одно столкновение, в котором Мишка один против нескольких у себя богатеев,— они его бьют, они коварно и безжалостно пытаются унизить его и отца — Фому Коршунова. Это — эпизоды одного дня. Но вот и вечер, отец рассказывает о прошлом: как лавочник потравил их пшеницу, как отец стал участником революции, как узнал Ленина, поверил в силу идей коммунизма. Так рассказ о прошлом охватывает эпизоды разных и нескольких лет, и Читатели уже видят, как необходимо было пастуху Фоме все это объяснить своему сыну. Вот последующие события: выборы председателя исполкома (и Мишка тоже голосует!), попытка стать бойцом Красной Армии, невольная, но все же помощь продразверстке... и, главное, подвиг, которым завершается рассказ.




загрузка...