Почему Валек назвал Васю «славным хлопцем»? А чем могли Васе понравиться Валек и Маруся?

Передавая содержание эпизода, читатели говорят, что Валек знал Васю как сына судьи, считал его барчуком, недотрогой и решил проучить, чтобы тот навсегда потерял интерес к часовне. Но Васина смелость, решительность, Готовность принять открытый бой понравились Валеку, и он не поднял руки на Васю. В свою очередь Васю обрадовало появление Валека в часовне: ведь это был живой человек, а не привидение. Хотя Вася и готов был постоять за себя, но при первой же возможности избежать драки он охотно разжал кулаки. Вася сразу же проникся симпатией к высокому и тонкому, как тростинка, мальчику с задумчивыми глазами и к его маленькой сестренке.

Взаимная симпатия растет, когда Вася радушно приглашает у себя к себе домой, выражает чистосердечное удивление по поводу невозможности дружить и, главное, твердое намерение сохранить открывшуюся ему тайну. Васе нравится самостоятельность Валека и то, как дети относятся друг к другу: Маруси, подойдя к Валеку, крепко ухватилась за него, прижалась к нежу. Валек стоял, гладя рукой белокурую головку девочки,

Стараясь углубить возникшие у школьников представления о зародившейся дружбе между детьми, преподаватель подчеркнет, что основой этой дружбы было взаимное стремление поделиться .своими мыслями, найти отклик на душевные переживания, наконец, просто почувствовать, что кто-то нуждается в тебе, ждет и радуется встрече.

,Читатель предложит читателям подумать над вопросом: «Что давала дружба каждому из у себя?» В совместной беседе приходим к выводу: для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба с Васей была большой радостью жизни. Вася не только постоянно дарил им лакомства, которых она никогда не видели, но, главное, он вносил большое оживление в их скучное, безрадостное существование. Вася затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

Девочка очень радовалась Васе и его подаркам: глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо... вспыхивало румянцем, она смеялась... Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть, сделать ловушки для птиц. Он так дорожил дружбой с Васей, что не побоялся даже гнева Тыбурция, запрещавшего посвящать ко-го-либо в тайну подземелья.

Ваея также ценил возникшую дружбу. Ему в жизни очень не хватало дружеского внимания, душевной близости, настоящих друзей. Товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его без всякой помощи. Вася же по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собствен-иого отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе еще трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности и поведению, а слова Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь» — не вносят ясности, лишь еще более обостряют чувство щемящего до боли сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям. - Словесник предложит своим воспитанникам сравнить условия жизни у себя судьи и у себя Тыбурция и ответить на вопрос:  «Как отразились эти условия на внешности и характере Сони и Маруси?» Детальная работа над портретом1 не только поможет им лучше представить себе девочек, но и внесет дополнительные штрихи в характеристику Васи: то, как человек воспринимает других, во многом раскрывает его самого.

За эпитетами и сравнениями, характеризующими Марусю, Читатели должны почувствовать эмоциональную силу художественного слова, увидеть взволнованность Васи, его переживания. В портрете Маруси читатели легко обнаруживают наиболее важные эмоциональные элементы; бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветок, выросший без лучей солнца; ходила... плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.

Нужно обратить внимание нас на трогательную нежность рассказчика, которая сквозит в каждом его слове о девочке, грустное любование ее красотой (белокурые густые волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы), горькое сожаление о безрадостном существовании ребенка.

Соня представляла полную противоположность Марусе. Сравнивая внешний облик Маруси и Сони, которая была кругла, как пышка, и упруга, как мячик, резво бегала, звонко смеялась, носила красивые платья, читатели придут к выводу о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных у себя. Начиная с литературных сказок, изучавшихся в IV классе, Читатели постоянно вели практические наблюдения за портретом, одним из важнейших компонентов в обрисовке героев. В процессе изучения повести «Дети пбдземелья» создаются благоприятные условия, когда можно обобщить практические наблюдения нас, дав им формулировку теоретико-литературного понятия. Объясняя функциональную роль портрета, Читатель скажет, что писатель стремится сделать каждую черту внешности своего героя говорящей, рассказывающей об особенностях его характера, чувствах и переживаниях, об условиях жизни, об отношении к нему самого рассказчика.

Так, если, знакомясь с портретом героя, мы находим слова с оттенком ласки (смех звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; шаталась, как былинка; смотрела беспомощным взглядом захлопнутой пташки и т. д.), можно безошибочно судить о добром, сочувственном отношении писателя к своему герою. Ласкательно-уменьшительными суффиксами, особо подобранными сравнениями и эпитетами он раскрывает нам свое отношение к герою.

Читатели говорят, что вся обстановка подземелья произвела на Васю тягостное впечатление. Он не столько был поражен самим зрелищем мрачного подземного склепа, сколько тем, что в нем живут люди, в то время как все свидетельствует о невозможности человеческого пребывания в подземелье: с трудом пробивающийся свет, стены из камня, широкие колонны, смыкающиеся кверху сводчатым потолком. Но самым грустным в этой картине была Маруся, едва выделявшаяся на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет. Все это поражает Васю, он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни, смыкаясь крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки, высасывают из нее жизнь. Став свидетелем невыносимых условий жизни бедной девочки, Вася, наконец, в полной мере осознает ужасный смысл роковой фразы Тыбурция. Но мальчику кажется, что все еще можно исправить, изменить к лучшему, стоит только покинуть подземелье: «Уйдем... уйдем отсюда... Уведи ее», — уговаривает он Валека.




загрузка...