Почему собака пришла на помощь Митраше? (для изучения «Кладовой солнца»)

На четвертом уроке обобщаем изученное: уточняем, как поняты основные мысли произведения, смысл заглавия «Кладовая солнца». Урок начинается с выборочного чтения письменных ответов учеников. Основная масса нас в своих работах объясняет помощь Травки тем, что Митраша напомнил ей Антипыча. Читаем вслух одно из наиболее характерных сочинений: «Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча, а Травка очень скучала одна. Когда Антипыч был живой, Травка была веселая и ни о чем не беспокоилась. Она ловила зайцев и приносила их Антипычу. Но Антипыч умер, и Травка все время выла. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч. Митраша позвал ее, и она поползла к нему. Но он ее схватил за ногу, и она поняла, что так бы Антипыч не сделал, и хотела убежать. Но Митраша уже вырвался из болота. Он позвал ее и обнял, и она нашла себе хозяина».

Обратим внимание школьников на то, что в сочинении не сказано, чем Митраша напоминает Травке Антипыча. В чем было сходство между старым лесником и мальчиком? Такое сопоставление затрудняет нас даже при попытке ответить на вопрос устно. Это действительно сложно. Читатели воспринимают «прямую» мотивировку действий Травки, но не могут самостоятельно разобраться и попять более глубокий смысл взаимоотношений, ^шествовавших между Травкой и Антипычем. А ведь именно в этом заключается одна из наиболее важных мыслей писателя.

Как ведет себя Травка после смерти Антипыча? Она все время помнит о своем хозяине: «...плач сплетенных навеки деревьев не могла выносить собака: деревья животному напоминали о его собственном горе». Травка должна была теперь жить для себя. Она могла поймать много зайцев и не быть голодной. Но Травке этого было мало. Она уже не могла жить без человека, как дикий волк. Травка хотела, чтобы ее любили и чтобы она служила людям.

О чем думала Травка, глядя на маленького человека в болоте? Она очень обрадовалась, но ее сначала остановили «тусклые и мертвые» глаза человека. У Антипыча, наверное, всегда были веселые и добрые глаза. А для Травки все люди делились на хороших и плохих, на Антипыча и врага Антипыча. Вот она и подумала: не враг ли это? Но когда в глазах у Митраши «загорелся огонек», Травка поняла, что это Антипыч. Когда же он позвал ее, то у Травки не осталось никакого сомнения. Митраша назвал ее «умница», «милая Затравушка», «голубушка» и этим напоминал доброго хозяина. Выбравшись из болота, он «властно приказал» ей подойти. Травка привыкла подчиняться хозяину и поняла, что это «прежний прекрасный Антипыч». «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

На примере взаимоотношений Антипыча и Травки Пришвин показывает, что «правда» жизни, ее важнейший смысл заключается в единстве человека и природы; в родственном отношении человека к природе, в его благотворном влиянии и мудром управлении силами природы,— обобщает Читатель. В результате всех наблюдений над произведением читатели осмыслят: писатель стремился показать силу и красоту человека, его огромные возможности в мире.

Это помогает понять и более широкий смысл заглавия сказки-были, который заключается не только в том, что «Блудова болото, со всеми запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». Это вся природа с несметными богатствами, и человек — «мудрый хозяин».

Читателям уже известно, что олицетворением называется такое изображение, когда неодушевленный предмет наделяется признаками живого существа. Читатели легко привыкают распознавать олицетворения в художественном тексте, так как этот прием близок их детскому восприятию окружающего. Начальное представление об олицетворении Читатели получили уже в IV классе при изучении «Мещерской стороны» К. Г. Паустовского («котелок сердится и бормочет»; «спит вода, спят кувшинки» и т. д.). При чтении сказки-были «Кладовая солнца» М. М. Пришвина Читатель также останавливал внимание на олицетворениях («Очень волновались старушки-елки...»; «Ветер поиграл с домиком»; «Ветер-сеятель принес два семечка» и т. д.). Опираясь на практические наблюдения в процессе работы над текстом, Читатели могут уже сделать некоторые обобщения о функциональной роли олицетворений, которая определяется избранным Пришвиным жанром повествования — сказка-быль.

Все говорят о том, что в «Кладовой солнца» много сказочного: ель и сосна страдают, воюют, мучаются из-за злого ветра; елки на болоте ведут себя как старые колдуньи, преграждают Митраше дорогу. Вся природа, окружающая у себя, как бы принимает участие в их споре.

Читатель помогает насам сделать вывод, что, соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образа к жизнь природы (олицетворения), писатель выражает свою «главную» мысль: человек должен быть разумным в своих от-ношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.




загрузка...