Почему сцена «Обед в доме Кашириных» вызывает у Алеши изумление?

В сцене «Обед в доме Кашириных» предложим нам прокомментировать и оценить поведение каждого участника этого эпизода. Читатели приходят к выводу, что рассказчик рисует один из обычных эпизодов темной жизни «неумного племени». Не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни, наполненной «горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности отличается  мир Кашириных и им подобных.

Читатель кратко разъяснит: период 70—80-х годов XIX века, описанный в повести, был характерен именно тем, что крупный капитал поглощал мелкое производство и частные предприниматели, обреченные на разорение, с безграничной жестокостью отстаивали свои собственнические интересы.

«Почему эта сцена вызывает у Алеши изумление?» — спросит Читатель. Важно, чтобы читатели вспомнили, какими были отношения между родителями Алеши. Обстановка, где царили любовь, дружба, взаимное уважение, творческий труд, бескорыстие, оставила неизгладимый след в душе мальчика. Вот почему жизнь в доме деда кажется Алеше «невыразимо странной», противоестественной, вызывает «жуткие» ощущения.

Анализ эпизода поможет учащимся понять особенности нравственно-психологического облика каждого из героев, показать существующие между ними отношения, выявить причины «свинцовых мерзостей дикой русской жизни». Эта работа важна и для того, чтобы показать чувства и переживания Алеши, его отношение ко всему увиденному и тем самым приобщить нас к духовному миру героя, сделать их соучастниками, сторонниками его мыслей и чувств.

Зададим вопрос: «Какое впечатление произвела сцена ссоры на Алешу?» Одновременно выясним, как понимают наса слово «впечатление». Читатели отвечают, что большое впечатление производят поступки людей, то, как они ведут себя.

«За какими сторонами поведения следует наблюдать, стремясь в какой-то мере понять внутренние побуждения человека, его отношение к происходящему?» — спросит Читатель.

Не сразу появляются ответы, но постепенно раздаются возгласы: «Жесты! Позы! Выражение лица! Тон голоса!» Действительно, жесты, позы, действия, мимика, интонация — вот за чем наблюдаем мы вместе с Алешей, вот что дает нам право судить о внутреннем состоянии каждого из героев, понять, что болезненно искаженное лицо бабушки свидетельствует о ее страданиях, о жалости и к сыновьям, и к деду; спокойствие Григория Ивановича, связывающего руки одного из дядьев, говорит о том, что он привык к подобным сценам. Даже то, что мать Алеши неторопливо отходит к окну и поворачивается ко всем спиной, позволяет понять ее чувства; отвращение ко всему происходящему, желание показать, что ее не интересуют семейные распри и ей не страшны вой и рычание братьев.

Неизменный интерес вызывает у школьников анализ эпизодов «История с наперстком» и «Наказание у себя» (глава II): они расширяют представления о «неумном племени», о том впечатлении, которое складывается у Алеши.

Это будни семьи Кашириных, привычная обстановка, которая дополняет картину жизни, где проявление низменных и подлых свойств человеческой натуры было нормой, основной линией поведения.

По аналогии с анализом первых эпизодов Читатели выделяют прежде всего особенности поведения каждого из участников. От эпизода к эпизоду обнажаются и все более отчетливо проступают особенности характера каждого из героев, его склонности к добру или злу. Так, выявляется холодная жестокость, хитрость и коварство дядьев: один велит племяннику накалить наперсток, затем услужливо дует на него, когда дед обжигается, и тут же предает мальчика. Другой, прибежав на шум, тихонько смеется за печью, получая истинное удовольствие от случившегося, и только узнав, что его сын является виновником, начинает ссориться с братом. Дед, пользующийся в доме неограниченной властью, спокойно, деловито сечет у себя, считая это занятие своеобразными «уроками морали». Нахохлившись, сидит на скамье «сердитый, не похожий на себя Цыганок», принимая по приказанию деда участие в экзекуции, хотя эта процедура противна натуре этого доброго, отзывчивого и веселого человека.

Все это большой и интересный материал, который осваивают Читатели и с удовольствием делятся своими открытиями. Важно, чтобы наса осознавали: их собственные впечатления от семьи Кашириных во многом обусловлены впечатлениями Алеши.

Часто герой-рассказчик открыто говорит о своих чувствах, о том, что испытывает и переживает. После несправедливого и жестокого наказания, которому подвергает его дед, Алеша повзрослел, обострилось его восприятие мира, дни нездоровья стали для него днями познания жизни. Алеша говорит: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Вспомним, каким было отношение Алеши к деду до болезни. Читатели находят в главе II следующее высказывание: «Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его. Помню, мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого».

«Каким становится отношение Алеши после посещения деда?»— спросит Читатель. Все читают: «Рассказывал он вплоть до вечера, и когда ушел, ласково простясь со мной, я знал, что дедушка не злой и не страшен». Чтобы понять столь противоположные суждения героя, важно знать: человек постоянно изменяется не только внешне, но и внутренне под влиянием среды, обстановки жизни, окружающих его людей.

Проанализируем сцену посещения дедом больного Алеши, обращая внимание, с одной стороны, на действия и слова деда, с другой — на реакцию Алеши, его отношение к этим действиям и словам. «Какие художественные детали помогают нам понять, что отношение Алеши к деду изменилось?» — спрашивает Читатель.

Вопрос направляет внимание нас на те портретные зарисовки, которые одна за другой возникают как ответные реакции мальчика на слова деда. Дед рассказывает о своем тяжелом детстве, и Алеша уже видит как бы другого человека. Напомним, что портрет у Горького — это портрет-отношение, портрет-впечатление. Изменяется отношение мальчика к деду, изменяется и восприятие внешности. Чем дальше ведет свой рассказ дед, тем более сильным, выносливым, отважным кажется он внуку. Учащимся уже не нужно подсказывать, они сами находят портретную зарисовку, передающую повое отношение Алеши к деду Каширину. «Говорил он и быстро, как облако, рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной...»




загрузка...