Первый роман Мередита «Испытания Ричарда Феверела»

Первый роман Мередита «Испытания Ричарда Феверела» (1859) содержит уже основные элементы его последующего творчества. Очень характерно уже само заглавие: все романы Мередита повествуют об испытаниях главного героя, имя которого стоит в заглавии, и эти испытания призваны проверить, из какого материала создан человек. Подзаголовок романа — история отца и сына — передает основной конфликт романа. Это типичный «роман воспитания».

Отец Ричарда, баронет сэр Остин Феверел, которого Мередит все время иронически называет «ученый гуманист», изобрел особую рациональную систему воспитания, проникнутую, несмотря на всю свою научность, многими предрассудками высших классов. Характеристикой сэра Остина может служить уже одно то, что он немедленно увольняет служанку, которая застала его плачущим после бегства жены и осмелилась выразить свое сочувствие. Взгляды Остина Феверела на воспитание вообще, на человеческую природу изложены им в книжке, которая называется «Котомка пилигрима» и беспрестанно цитируется на страницах романа. Его система воспитания все время проваливается, но отец не желает этого замечать.

По существу, уже в детстве мальчик растет не столько под влиянием отца, сколько под влиянием двух своих и идей. Один из них, Адриан Гарлей, которого Мередит все время именует «мудрый юноша», действительно умный, но черствый, лицемерный и циничный, оказывает плохое влияние; хорошее влияние оказывает другой дядя, Остин Уэнтворт, белая ворона в среде аристократии, В отличие от ярого консерватора Адриана он придерживается демократических убеждений; Уэнтворт покрыл грех своей молодости тем, что женился на служанке. Аристократическое общество осудило не грех, а способ его исправления.

Вопреки всем этим влияниям живая, впечатлительная и порывистая натура Ричарда Феверела (фамилия Феверел происходит от слова — лихорадка) толкает его на совершенно неожиданные поступки, не предусматриваемые никакой системой. Это сложное построение романа воспитания отчасти напоминает «Тома Джонса» Филдинга, где воспитанием Джонса занимаются сквайр Олверти, Сквэр и поп Тваком, а Том Джонс изумляет их всех неожиданностью своих выходок.

Первое, «предварительное» испытание Ричарда происходит в четырнадцать лет. Под судом находится батрак, который поджег стог сена у фермера Блейза. Ричард хочет его спасти от суда, ибо это он подбил батрака на поджог, в отместку за то, что Блейз, поймав Ричарда на браконьерстве, высек его прутом. Моральное испытание заключается в выборе способа спасения. Мальчишеское воображение подсказывает Ричарду устроить побег батрака. «Мудрый юноша» Адриан просто подкупает свидетелей на суде, но Уэнтворт доказывает мальчику, что, если он не трус, он должен признаться фермеру в своем подстрекательстве и извиниться перед ним, попросив за это не преследовать батрака. Побеждает совет Уэнтворта.

Вся эта история служит как бы лишь прологом к последующим событиям. Настоящее испытание начинается, когда Ричард вступает в «магнетический возраст» первой любви. Отец удаляет от него всех девушек, в том числе влюбленную в него кузину Клер, рассчитывает всех влюбленных среди слуг, но все это напрасно. Сдм I ученый гуманист однажды поддается слабости и целует в беседке руку некой леди. Сын это видит, и в нем пробуждается влечение к любви. Отец уезжает в Лондон отыскивать невесту для сына. Он составляет список знатных семейств и оценим их на основе трех признаков: деньги, положение и принципы. Он отбрасывает все кандидатуры, про которые могут сказать что-нибудь плохое доктора и юристы, имеющие дело с закулисной стороной жизни намеченных семейств. Наконец он останавливается на семье Грандиссон, происходящей, как говорит Мередит, по прямой линии от сэра Чарльза Грандиссона.

Вся эта «научная» работа по выбору невесты рушится. Пока отец был в Лондоне, сын влюбился в племянницу того же самого фермера Блейза, у которого он хотел поджечь стог. После этого комические перипетии сменяются трагическими. Начинается борьба светского общества с искренней любовью, с недостойным баронета выбором, с опасностью мезальянса, ужасный пример которого уже показал дядюшка Уэнтворт.

Все усилия воспитателей разбиваются о стремительный характер Ричарда. В Ричарде, говорит Мередит, можно узнать настоящего героя, избранника Фортуны, по замечательной способности быть всецело поглощенным своим делом, что, согласно «Котомке пилигрима», равноценно в людях «той силе, которая в воде создает течение».

Никакое сопротивление родни не может помешать Ричарду обвенчаться с племянницей фермера — Люси Дейвенпорт. Он принадлежит к людям, которые и в малом и в большом решительно пересекают Рубикон.

Ричард не думает возвращаться. Тайный брак совершен и отпразднован в присутствии только одного друга. Тут Мередит не может отказать себе в удовольствии написать комическую главу под названием «Шествие пирога». Каждый англичанин с первого взгляда отличит свадебный пирог от всякого другого. «Мудрый юноша» Адриан посещает убежище Ричарда через несколько часов после отъезда молодых из Лондона. Он видит остатки пирога и сразу определяет его назначение. Он берет с собой эти остатки и начинает носить по всем родичам, приводя их в ужас сообщением, что это пирог «нашего дорогого Ричарда», и охотно разъясняя, что тот женился «па простой молочнице».

Но общество не складывает оружия. Отец Ричарда вызывает его в Лондон, без жены, якобы для примирения, но сам медлит приехать к нему, задерживает его подольше в Лондоне в разлуке с женой, питая подсознательную надежду, что рассеянная столичная жизнь отвлечет сына от неподходящей жены. Его мысль додумывает до конца другой аристократ — лорд Моунт. Ему приглянулась молодая жена Ричарда, он решает соблазнить ее или похитить и передает своей бывшей, разведенной с ним жене, что он заплатит все ее долги и обеспечит состоянием, если она подольше задержит Ричарда в Лондоне и соблазнит его. Леди Белона выполняет его поручение не столько из-за денег, сколько увлекшись Ричардом.

После измены Ричард не смеет показаться на глаза жене, уезжает неизвестно куда и даже не знает, что у него родился сын. Остин Уэнтворт, узнав всю историю Ричарда, начинает усердно мирить отца и сына, привозит его жену с ребенком в поместье, отыскивает Ричарда, приводит его домой. Казалось бы, все идет к благополучному концу.

Но Мередит питает отвращение к характерной для викторианской литературы традиции благополучных концов. Независимо от изменившегося отношения семьи Ричарда вред, нанесенный ими, непоправим и приносит свои плоды. Ричард узнает об интриге лорда Моуйти, вызывает его на дуэль. Он приезжает домой за несколько часов до дуэли, только чтобы увидеть спящего сына и попросить прощения у жены. Он уезжает, несмотря на все просьбы жены, дерется на дуэли, ранен, хотя и не очень опасно.

Тут в последний раз проявляется бессознательное пренебрежение семьи к «неподходящей» жене. Врачи советуют не допускать ее к Ричарду. Она, потрясенная всеми событиями, сидит день и ночь у его двери, откалывается от еды, не может кормить ребенка. Она чувствует, что у нее начинается нервная горячка, но до последней минуты сдерживает стоны и крики, чтобы не беспокоить Ричарда. Только в бреду она решается пожаловаться на жестокость разлучителя отца. Если бы се раньше допустили к Ричарду или раньше узнали о ее болезни, ее еще можно было бы спасти. Она умирает, и сэр Остин больше всего недоволен тем, что ребенка придется вскармливать искусственно.

Характерна для Мередита следующая черточка композиции. Глава, которая называется «Последняя сцена», еще оставляет возможность благополучной концовки, хотя Ричард уезжает на дуэль. После этой главы следует коротенькое возмущенное письмо леди Бландиш, где рассказана трагическая развязка.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Первый роман Мередита «Испытания Ричарда Феверела» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: В чем заключается эстетический смысл центрального для Брехта принципа отчуждения

Следующее сочинение из данной рубрики: Искусство драмы

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Первый роман Мередита «Испытания Ричарда Феверела».