Период русской литературы, который принято называть Серебряным веком

Сначала немного о самом течении. В чем же заключался принцип этого литературного направления? На самом деле, Гумилев никогда не отличался особой скромностью и взял для обозначения своего творчества греческий корень acme -высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие. Это направление вышло из символизма , но акмеисты отказались от стремления символистов познать непознаваемое. Объектом своего творчества они сделали обычный предметный мир, поэтизируя его и ища в нем особую красоту.

Был организован «Цех поэтов», где молодых литераторов учили поэтическому мастерству. Сам Гумилев относился крайне серьезно к творчеству в целом и к написанию стихотворений в особенности. Он не переносил халтуры в искусстве. Вот его собственные слова: «Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. Дума поэта получает толчок из внешнего мира... и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям еще неокрепшей новой жизни.» Благодаря этому высказыванию мы можем видеть, насколько серьезно было его отношение к поэтическому искусству. Ну а теперь мне хотелось обратиться непосредственно к творчеству этого замечательного поэта.

Один из критиков того времени сказал о Николае Гумилеве следующие слова: «поэт географии, поэт подвига, художник храбрости, певец бесстрашия, романтик, ему свойствен космизм, характерно повышенное сознание собственного достоинства и собственной личности».

Один из критиков того времени сказал о Николае Гумилеве следующие слова: «поэт географии, поэт подвига, художник храбрости, певец бесстрашия, романтик, ему свойствен космизм, характерно повышенное сознание собственного достоинства и собственной личности». Каждое из этих определений удивительно верно, все это присуще не только творчеству Гумилева, но и его личности. А это был очень интересный и необычный человек как внутренне, так и внешне. Вспоминая внешний вид поэта, современники говорят следующие слова: «длинный, деревянный, с большим носом, с надвинутым на глаза котелком. Длинные пальцы его рук лежали на набалдашнике трости. В нем было что-то павлинье: напыщенность, важность, неповоротливость. Только рот у него был совсем мальчишеский, с нежной и ласковой улыбкой». Гумилев был подобен своим стихотворениям, временами павлиньим, напыщенным, но вот сквозь них прорывается неудержимая мальчишеская романтика, жажда приключений, необычных событий, желание попасть в еще никем не изведанные миры... Об этом говорят даже названия сборников его стихов: « Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан». Для его творчества свойственна экзотика, это связано с личной судьбой поэта. Дело в том, что в 1911-1913 году Николай Гумилев возглавлял экспедицию в Африку по сбору материала для этнографического музея. Посещение этой необычной страны оставило неизгладимый след в душе поэта, и он буквально заболел экзотикой. Красоте Африки посвящено множество стихов Гумилева. Одним из программных считается стихотворение «Озеро Чад».

  • На таинственном озере Чад...
  • По лесистым его берегам
  • И в горах, у зеленых подножий,
  • Поклоняются странным богам
  • Девы-жрицы с эбеновой кожей.
  • Также Гумилеву близки и античные мотивы. Эта тема проявляется в стихотворениях «У берега», «Избиение женихов», «Одиссей у Лаэрта», «Воин Агамемнона».
  • Что я? Обломок старинных обид,
  • Дротик, упавший в траву.
  • Умер водитель народов Атрид, -
  • Я же, ничтожный, живу.

Мы видим, что прочтенные в юности произведения греческого слепца Гомера оставили глубокий след в душе романтического, тонко чувствующего красоту античного мира Коленьки.  В раннем творчестве поэта часто видна фантастическая тематика. Мы видим, что прочтенные в юности произведения греческого слепца Гомера оставили глубокий след в душе романтического, тонко чувствующего красоту античного мира Коленьки.

В раннем творчестве поэта часто видна фантастическая тематика. Гумилев пишет стихи о гномах, троллях, дьяволе, проклятых королях, волшебных принцессах... Все произведения на эту тему удивительно красивы, завораживают читателя своей тайной притягательностью. Стихотворение «Ужас»:

  • Я встретил голову гиены
  • На стройных девичьих плечах.
  • На острой морде кровь налипла,
  • Глаза зияли пустотой,
  • И мерзко крался шепот хриплый:
  • « Ты сам пришел сюда, ты мой!»

Хочется отметить, что мне ближе все-таки ранние произведения Гумилева. Меня завораживают необычные миры, нарисованные поэтом, привлекают «замки на утесе крутом», «бездонность подземных пещер», «груды развалин старых храмов»... Возможно, это еще в силу моего возраста. Но в этих ранних стихотворениях проскальзывает настолько искренне романтическое восприятие мира, что я не могу оставаться равнодушным!

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)

На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека - и экономической, культурной, и политической.... Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.

Александр Александрович Блок - великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.

В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл - «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой - весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:

  • Предчувствую Тебя.
  • Годы проходят мимо
  • Все в облике одном предчувствую Тебя.
  • Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
  • И молча жду, - тоскуя и любя.

Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.

Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то - «невозможные», шаги -«несуществующие».... Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» - это улицы Васильевского острова в Петербурге.

Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» - это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.  Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка - Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.

Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет - это цвет романтической мечты, красный тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.

Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:

  • Мы встречались с тобой на закате,
  • Ты веслом рассекала залив.
  • Я любил твое белое платье,
  • Утонченность мечты разлюбив.

Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.

К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье - меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.

“Серебряный век” … Удивительно емкое слово, точно определившее целый период развития русского стиха. Возвращение романтизма? Очевидно, в какой то мере и так. В целом же — зарождение нового поколение стихотворцев, многие из которых покинули отринувшую их родину, многие погибли под жерновами гражданской войны и сталинского безумия. Но права была Цветаева, воскликнувшая:

  • Моим стихам, как драгоценным винам,
  • Настанет свой черед!

И он настал. Многие сейчас все пристальнее смотрят на эти страницы, открывая для себя великие истины, зорко охранявшиеся десятилетиями от постороннего глаза. Мне радостно, что я среди этих многих.




загрузка...