Перечень сторон культуры и воспитания

     Постоянно подчеркивается в играх связь быта с нравственностью или" как мы теперь скажем, - нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования и честности, справедливости, доброте к другим важнейшим человеческим качествам заключены, собственно говоря, во всех подлинно народных играх. Но интересно отметить, что игр, специально посвященных нравственным требованиям, игр морализаторских в народе почти не было.

В игре нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в содержании игры, ее правилах и традициях. Веками заведено и уже никем не оспаривается, что, скажем, за нечестность, обман товарищей, любому участнику игры могут сказать: "Мы с тобой больше не играем". И уж тут ничего другого невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправиться.

Здесь проявляется еще одна сторона игровой культуры правовая, которая в основе своей является отражением правовых норм, царящих в обществе, но имеет и свои особенности. В игре преобладает не государственное право или другие официальные утвержденные нормы, - а так называемое обычное право, корни которого передаются по традиции, обычаю. Ни в одном официальном кодексе не определено, что водящий не имеет права бросать игру, пока не "отводит", т.е. не заменит   себя новым водящим. И, тем не менее, каждый играющий знает   и считает необходимым соблюдать эту норму, как и множество других ("За одним не гонка" - в салках, всевозможные "чурики" и т.п.). Поучительные и интересные наблюдения за нормами обычного права в игре сделаны Г.С.Виноградовым .

Правовое воспитание фактически только начинает у нас разрабатываться. Зато по нравственному воспитанию в   игре написано немало: только по играм народов бывшего СССР есть работы С.Х.Мафедзева, М.Нурмедова, Г.Н.Симакова и др.

Исследователи отмечают, что хорошая игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры. Тем самым игра оказывается средством,, разносторонне, комплексно влияющим на развитие культуры играющих. Самые разнообразные игры могут быть использованы для развития той или иной стороны культуры.    И если мы все же выделяем среди игр такие, казалось бы,    специализированные типы, как игры музыкальные, речевые, строительные, спортивные и т.д., то при этом имеется в виду лишь преобладание в этих играх названных свойств, наряду с которыми существуют и другие, в первую очередь нравственные.                                      

Среди народных игр не встречаются, открыто политизированные, и это следовало бы взять на заметку специалистам, разрабатывавшим "военно-патриотические" и подобные специализированные игры для школьников и молодежи, литературы по таким играм выпущено множество. Но не хочется приводить эти "источники", поскольку они изрядно замутнены чрезмерным     и односторонним политизированием. И в то же время не оставлены без внимания основы подлинной политической культуры. Ограничимся примером одной всем известной старинной игры.    Сейчас у нее много разновидностей, но когда-то она называлась чаще всего "В короля". К выбранному самими играющими "королю" (или "царю", "шаху" и т.п.) приходили толпой его подданные:

  • - Здравствуй, дедушка король!
  • - Здравствуйте, милые дети! Где вы были, что вы   делали?

В наивно-детской форме, но по существу очень мудро   и глубоко закладывались подобными играми в сознании подрастающего поколения подлинно демократические представления народа о том, какими должны быть взаимоотношения власти и простых тружеников (играющие показывали "королю" какой-нибудь вид работы, а он должен был без словесных пояснений понять, чем же занимаются его подданные, после чего мог выбрать из их среды своего преемника "на престоле").

Об экологии, экологической культуре   прежде не говорилось (вернее, говорилось, но в других словах), а вот на   воспитание действительно высокой культуры взаимоотношений человека о природой надравлена едва ли не самая большая и древняя по происхождению часть народных игр. У земледельцев-славян это прежде всего игры, говорящие о возделываемых растениях: "Уж мы сеяли, сеяли ленок", "Просо", "Мак", "Редька" "Репка" и т.д. У скотоводческих народов - в центре исконно народных игр - кони, верблюды, бараны и т.д. А еще более древние, с охотничьих времен пошедшие игры - о самых разных диких   животных, растениях, явлениях природы, к которым с детства должен разумно и по-доброму относиться каждый человек.

Перечень сторон культуры и воспитания, с которыми связана игра, можно было бы продолжить. Однако есть ли в этом необходимость? Ведь уже становится ясным, что перечислять можно едва ли не бесконечно. Жизнь высвечивает и делает особо важной, актуальной то одну, то другую сторону бесконечно многогранной культуры - и всякий раз это находит свой отклик в играх. Они как будто даже ждут новых запросов жизни, чтобы снова и снова продемонстрировать свою готовность тотчас откликаться на потребности развития.

Остается предположить, что игра для того и предназначена, чтобы быть своего рода "скорой помощью" трудных моментов развития. Как только человек почувствовал назревшую потребность в каких-то действиях, большое желание производить такие действия, а реальных условий для этого нет, он может обратиться к помощи игры. Игра, собственно говоря, и состоит в остроумных и веселых способах обхода казалось бы, непреодолимых обстоятельств, условной замены их другими, чисто игровыми обстоятельствами. Вспомним о той же детской игре в "Гостей", где реально отсутствующих гостей можно заменить куклами.

Не обойтись без игры и взрослым. Даже в пору зрелости и расцвета всех сил далеко не все доступно любому из нас. Освоение одних сторон жизни часто отдаляет нас от других. Мы добиваемся автоматизации производства, комфорта в быту -   и лишаем себя интенсивной физической деятельности, слабеют мышцы, разлаживается организм, рассчитанный на определенные нагрузки. Чувствуем явную потребность в физических движениях, а обстоятельства не дают удовлетворить эту потребность. И вот видим, как два с лишним десятка мужчин, усердно, обливаясь потом, гоняют по полю мяч, стараясь загнать его в ворота. Никакой реальной, скажем, производственной необходимости в этом нет. Зато изобретена "необходимость" игровая, условная. И она вошла в традицию, стала сама потребностью, заставляющей тысячи людей с огромным интересом сопереживать этой игре, зачастую забывая ради нее многие вполне реальные обязанности.

Не нужно впадать в крайности. Игра все же, как правило, не так ваша к "серьезна", как реальная жизнь. Она не заменяет реальную жизнь, а лишь дополняет ее там, где последней не хватает своей собственной полноты и разнообразия. Зато в роли такого частичного дополнения игра поистине незаменима.

Вроде бы и можно придумать иные, чем игра, средства компенсации полноты жизни, например, различные комплексы специальных упражнений. Но любые наши искусственные компенсации не заменят игру как естественный регулятор всесторонности (полноты и гармоничности, лада) нашей жизни, нашего развития. Естественный - значит созданный самой жизнью, органически присущий каждому из нас. Если эту потребность не заглушить, не атрофировать с детства, она лучше любых медицинских   и прочих приборов сразу подскажет, какая сторона нашего организма и души неотложно требует развития, активности. Она же и подберет наиболее удобные, лично к нашим возможностям приспособленные формы проявления такой активности. Причем, сделает это, не дожидаясь обследования специалистов, а очень легко и естественно: просто почувствуем в себе растущий интерес, тягу к играм и развлечениям какого-то вполне определенного рода, которые раньше нас так не привлекали. Своеобразная игровая диагностика.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Перечень сторон культуры и воспитания . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Вечные трагедии человечества

Следующее сочинение из данной рубрики: Великий немецкий поэт и мыслитель

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Перечень сторон культуры и воспитания.