Основное направление работы над басней в начальной школе

Имя И. А. Крылова, его басни дети знают еще с дошкольного возраста. С I по III класс в программе чтения девять басен Крылова. Основное направление работы над басней в начальной школе — формирование навыков выразительного чтения и первые элементы анализа басни. Ребята уясняют, что басня — это короткий рассказ с ..нравоучением.

Работа над баснями в V классе должна расширить представление детей о басне и о Крылове как баснописце. Басни И. А. Крылова позволяют учителю познакомить пятиклассников с сатирическим разоблачением социальной несправедливости общественного устройства царской России: деспотизма и жестокости власть имущих и беззащитности трудового парода; с общечеловеческими пороками и недостатками, подвергающимися авторскому осуждению и осмеянию.

В программе V класса четыре басни Крылова: «Волк и Ягненок», «Квартет», «Волк на псарне» и «Демьянова уха». Все они разные и по содержанию и по форме, но каждая из них дает возможность учителю открыть перед школьниками новые грани мастерства Крылова, создать у них представление о жанровых особенностях басни. «...Басни Крылова,— писал Белинский,— не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира...».

Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде: нельзя верить хищнику-захватчику, нельзя щадить его. Вся басня проникнута высоким патриотическим пафосом, чувством ответственности за судьбу родины.

«Волк и Ягненок» — маленькая драма, где грубая, наглая сила, произвол попирают невинного только потому, что он слаб. Острая, точная  сатира — характерная особенность этих басен. Басни «Квартет» и «Демьянова уха» выносят на суд людской, на всеобщее осмеяние частные человеческие недостатки и слабости. В основе их лежит как бы «маленькая комедийка», поэтому они  пронизаны   таким лукавым,  простодушным  юмором, что кажется, сам автор весело смеется, подтрунивая над незадачливыми  своими героями.

Басни эти и композиционно отличаются друг от друга. Мораль в «Волке и Ягненке» четко выделена автором. С нее и начинается басня. А весь сюжет, все развитие действия как бы логически обосновывают ее.

В баснях же «Квартет» и «Волк на псарне» мораль заключена в репликах действующих лиц (Соловья и Ловчего), которыми заканчиваются басни.

Очень своеобразна в этом отношении «Демьянова уха». В ней нет прямого нравоучения; мораль басни вытекает из бытовой жанровой сценки, которая как будто подсмотрена, выхвачена из жизни. Поэтому дети именно в этой басне часто не ощущают ее обобщающего смысла и воспринимают все буквально, как рассказ о конкретном случае; это нужно учитывать учителю при анализе басни.

Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, конкретного события. Можно дать совершенно точный адрес любой его басни, назвать ее прототипов. Но басенный жанр требует широкого обобщения; мораль, нравоучение всегда объемнее сюжетной основы.

Глубина же обобщений в баснях Крылова столь велика, что даже сейчас, когда со дня рождения великого баснописца прошло более двухсот лет, они не устарели и учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. Ошибочно поступают те учителя, которые начинают анализ басен с расшифровки их аллегорического смысла, с выяснения исторических истоков: именно так часто разбирается басня «Волк на псарне», а это ведет к сужению общечеловеческого смысла басни, обедняет ее значение.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Основное направление работы над басней в начальной школе . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Урок по теме: «Волк и Ягненок»

Следующее сочинение из данной рубрики: Какое складывается у нас представление об Евпатии Коловрате при чтении повести?

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Основное направление работы над басней в начальной школе.