Основная сюжетная линия романа «Миддлмарч»

Но на страницах «Миддлмарч» Элиот не показывает деятельности своих отрицательных героев, а лишь описывает чисто психологическую борьбу двух эгоистических характеров в рамках брака. Это изображение отвлеченной психологической коллизии, прежде несвойственное Элиот, сближает ее теперь с Мередитом и другими представителями возникающего в английской литературе психологического романа. В реалистическое повествование врывается символика. В самом начале романа Гвендолен находит в замке, где ей предстоит жить, откидную панель; за панелью скрыта картина, изображающая мертвеца, от которого убегает с распростертыми руками какая-то темная фигура. Несколько позже Гвендолен участвует в живой картине ита же панель неожиданно раскрывается, и вновь героиню поражает ужасом мертвое лицо. Все это символ, предзнаменование: Гвендолен суждено, увидеть другое мертвое лицо — лицо утонувшего по ее вине Грандкорта, образ, который будет вечно ее преследовать. Этот мотив заимствован из «готического романа» XVIII века, но перерастает в психологическую символику, и это уже напоминает Мередита и других современных Элиот писателей (ср., например, образ засохшего дерева в романе Мередита «Трагические комедианты»).

Основная сюжетная линия романа, связанная с главным героем Даниэлем Дерондой, не принадлежит к числу удач Элиот. Деронда тяготится праздной жизнью светского джентльмена, мечтает о каком-нибудь значительном общественном деле, которое всецело захватило бы его ум и сердце. Он привык считать себя незаконнорожденным и, видя в себе жертву социальной несправедливости, сочувствует всем «побиваемым камнями». Он выступает против британского шовинизма и расистских предрассудков, по и сам не чужд предрассудков буржуазно-шовинистических. Притом Элиот здесь увлекается внешней экзотикой, ложной романтикой, а в изображение судьбы Даниэля вплетает прежде ей чуждые мистические и мелодраматические мотивы (раскрытие «тайны происхождения» и пр.).

Как мы видим, в творчестве Джордж Элиот ценность и соотношение критических и утверждающих моментов определяются особенностями ее мировоззрения. Тот период в ее философском развитии (30—40-е гг.), когда она увлекалась подлинно передовыми идеями своего времени сенсимонизмом, левым гегельянством, фейербахианством,— не мог не повлиять и на ее последующее творчество. Этим определяются критическое изображение представителей дворянства в «Сценах из жизни духовенства», «Адаме Биде», «Сайлесе Марнере» и «Даниэле Деронде», критика быта и нравов зажиточного мещанства в «Мельнице на Флоссе», критическое отношение и втора к буржуазной законности, политике, денежным отношениям в «Ромоле», «Феликсе Холте» и «Миддлмарче». Отсюда же и стремление Элиот искать положительные ценности в среде крестьян и ремесленников, а также и образах людей, отдающих все свои силы на то, чтобы изменить к лучшему общественные условия существования этих классов (Ромола, Феликс Холт, Доротея Брук, Даниэль Деронда).

Однако Элиот пришла к художественному творчеству и ту пору своего философского развития, когда она подпала под сильное влияние Огюста Конта и английских позитивистов — Джона Стюарта Милля, Герберта Спенсера, Джорджа Генри Льюиса, — это определило и многие слабости ее произведений. Влияние позитивистской философии на Элиот было не только отрицательным, оно даже отчасти помогло писательнице преодолеть элементы романтической условности в предшествующей литературе, но в то же время сделало реализм Элиот более плоским по сравнению с реализмом «блестящей школы современных английских романистов». Это уже, что называется, не тот уровень: Элиот не так глубоко постигает суть явлений, не так полно и разносторонне отражает правду жизни и характеров, как великие реалисты Диккенс и Теккерей, отказывается от больших обобщений. Ее реализм приближается к обыденному, среднестатистическому. Иными словами, искусство Джордж Элиот развивается в сторону натурализма.

Но вместе с тем Элиот преодолевает некоторый гиперболизм и условность, присущие Диккенсу, приближается к изображению жизни в формах самой жизни, и в этом смысле ее творчество — известный шаг вперед в развитии литературы.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Основная сюжетная линия романа «Миддлмарч» . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Анализ драматического искусства

Следующее сочинение из данной рубрики: Драматические действие и личность

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:
Основная сюжетная линия романа «Миддлмарч».